Селфи с самыми большими грузовиками в мире. Очень просто и доступно!
Рассказываю.
Для этого не надо работать на большом карьере. Теперь это может сделать любой человек интересующийся и восхищающийся большими машинами.
Говорят, что БЕЛАЗ был первым в машиностроительной отрасли Белоруссии, кто открыл двери туристам!!!
С 15 июля 2015 года на предприятии начали реализацию проекта промышленного туризма «БЕЛАЗ - бренд БЕЛАРУСИ». За это время предприятие посетили более 100 тысяч человек. Это граждане более чем из 20 стран мира.
Так что, каждый из вас может записаться на экскурсию по заводу. В её рамках посетить заводской музей, один из цехов по производству самосвалов и выставочную площадку с продукцией предприятия.
Пропустить такое в путешествии на автомобиле по Республике я не мог, поэтому нашел на официальном сайте адрес электронной почты (в разделе Промышленный туризм) и записался на одно из посещений. Чтобы вам долго не искать, вот адрес
E-mail: tur@belaz.minsk.by
Билет на взрослого человека стоит 15 бел. рублей, что в переводе на российские составляет (по курсу продажи 33/1 2019 года) около 500 руб. Это если вы сами сюда приедете. Оплатить можно картой через терминал, сотрудники предприятия помогут это сделать, собирая туристов в группу.
Добраться в Жодино, скажем, из Москвы не так уж и сложно: 660 км, 7 часов пути.
Если вы уже в Беларуси, то ещё проще. Списываетесь по указанному адресу и согласовываете удобный для вас день и уточняете время индивидуальных туров, здесь их разделяют с другими корпоративными.
Можно сделать это автобусным туром из Минска, турагентства оказывают такие услуги.
Ну, что ж, едем на завод и узнаем факты.
Основан завод в 1947 году, самосвалы стал производить 1958 года. Пишут, что к 1991 году здесь работало 12 тыс. человек, производилось 6 тыс. машин в год, это было крупнейшее предприятие по производству карьерных самосвалов в мире (50 % рынка).
Сейчас, как и ранее, на предприятии выпускаются карьерные самосвалы, другая производственная техника для работы в карьерах, машины для подземных работ, бульдозеры, погрузчики, аэродромные тягачи и многое другое.
По оценке предприятия, оно занимает 27,3% рынка карьерных самосвалов грузоподъёмностью более 90 т (2017 год).
25 сентября 2013 года Белорусский автомобильный завод представил самый большой в мире самосвал "БЕЛАЗ-75710". Грузоподъёмность транспортного средства составляет 450 тонн. Максимально в него загружали 503,5 тонны, что и отмечено в книге рекордов Гиннеса.
Общая масса нового большегруза — 810 тонн, максимальная скорость — 64 километра в час. Автомобиль оснащён двумя дизельными двигателями. Шины были изготовлены по спецзаказу фирмой Bridgestone, их диаметр – 4 метра. И чтобы выдержать всю эту массу, колеса на этом монстре стоят парные. Ресурс работы колеса оценивается в 1 год напряженной эксплуатации.
Карьерные самосвалы грузоподъемностью 450 тонн предназначены для перевозки горной массы в сложных горнотехнических условиях глубоких карьеров, на открытых разработках месторождений полезных ископаемых по технологическим дорогам в различных климатических условиях эксплуатации (при температуре окружающего воздуха от −50 до +50 градусов).
Первый экземпляр выпущен осенью 2013 года. Заказчиком самосвала стал холдинг «Сибирский деловой союз». Первый выпущенный самосвал с декабря 2014 года эксплуатируется на угольном разрезе «Черниговец» в г. Берёзовском Кемеровской области.
Каков, спросите, аппетит у этих монстров? Традиционный подход в «л/100 км пути» в этом сегменте не принят (хотя математики прикинули, что это примерно 1 300 л/100 км). Прожорливость «БелАЗов» измеряют в граммах на тонну перевезенного груза. К примеру, показатель расхода 450-тонного самосвала составляет 76 г/тонна. У этого гиганта 2 топливных бака по 2800 литров каждый (т.е. почти 6 тонн). Правда, заказчик уже попросил заводских инженеров объединить баки в один, чтобы удобнее было заправляться. Объем бака на каждый конкретный «БелАЗ» рассчитывается не с бухты барахты: надо добиться того, чтобы автомобиль мог беспрерывно работать на одном баке 12-16 часов.
БелАЗ является экспортоориентированным предприятием: в 2017 году 95,7% продукции было поставлено на экспорт. Более 65 % продукции реализуется в России. Всю географию поставок можно посмотреть на фото ниже по тексту. Кое-что «БелАЗ» оставляет в Белоруссии. Это, прежде всего, гранитные карьеры Брестской области.
Главные конкуренты - Komatsu и Caterpillar.
Каждый самосвал уникален. Понятия "базовой комплектации" у БЕЛАЗа нет, как нет и "складских запасов" - каждую единицу делают под конкретного заказчика. Поэтому, например, "австралийские" экземпляры не привычных желтого с синим, а белого цвета, чтобы отражать больше лучей горячего австралийского солнца. Учитывая, что среди австралийских водителей много женщин, в кабину устанавливают дополнительные зеркала, "чтобы поправить макияж". Всё для клиента…
Кстати, в кабине "больших" БЕЛАЗов непривычные для обывательского представления о машинах с коробкой-автомат три, а не две педали: газ, тормоз - и дополнительно электромагнитный тормоз. Последний используется при длительном спуске.
Есть и общие для всех машин обязательные опции: кондиционеры, системы автоматической смазки и пожаротушения. Эти самосвалы требуют минимума "ручного" обслуживания - практически полный "автомат" во всем. Более того, в скором будущем БЕЛАЗы будут встречаться с людьми только на этапе сборки - водитель гиганту не понадобится. Завод уже разработал роботизированный самосвал, эдакую гигантскую "машинку на пульте ДУ". Только вместо привычного пульта перед человеком, дистанционно управляющим БЕЛАЗом, аналог кабины - мониторы, панель, руль.
На вопрос, могут ли в перспективе появиться гиганты грузоподъемностью и 500, и 1000 тонн? Представитель завода отвечает, что «Для нас возможно все. Но пока в мире еще нет шин, способных выдержать такие массы». Уже на 450-тонник приходится ставить сдвоенные колеса, а вместе с ними - два дизельных и четыре тяговых двигателя, два генератора.
Стоимость "среднего" 220-тонника у БелАЗа около 2 млн долларов, а каждая дополнительная тонна грузоподъемности (без учета иных факторов) увеличивает цену самосвала "на 3-5 тысяч долларов". То есть, 450-тонник обойдется заказчикам значительно дороже. Примерно в 6 – 9 млн. евро.
Белорусский автомобильный - единственный завод в мире, где для таких машин используется конвейерная сборка. Конвейеров пока два: один - для сборки техники грузоподъемностью до 55 т, второй - от 90 до 360 т. БЕЛАЗы, самые крупные из которых состоят из 7 тысяч (!) деталей, делают руками. Нет, конечно, крупные тяжелые узлы подают на конвейер с помощью кранов, но собирают этот гигантский конструктор рабочие. "Маленький" БЕЛАЗ можно собрать на конвейере "от и до" за час, "большой" - часов за 7.
Кстати, руками же БелАЗы и... разбирают. Чтобы доставить большой карьерник после испытаний заказчику, нужно 10-12 железнодорожных платформ (а модели 75710 – 25 платформ), ведь дороги общего пользования, даже если ехать недалеко, не предназначены для движения таких тяжелых машин. Разборка одной машины занимает рабочую смену, а окончательная сборка на месте эксплуатации - несколько дней.
Локализация каждого собираемого в Жодино самосвала составляет 53%. У компании есть собственное литейное производство (г. Могилев), основная часть закупок резинотехнических комплектующих производится на родине, в Белоруссии.
Самый ходовой (продаваемый) «БелАЗ» - 130-тонник. За ним следуют модели 55 и 60 тонн, далее - 30, 45 и 90 тонн.
В общем цифр куча, среди них непросто потеряться. Но лучше всё-таки фотографироваться! И ездить!
Самое удивительное, что на БелАЗе можно покататься! На заводском полигоне сделать это можно за 85 бел. рублей с водителем-профессионалом.
Езжайте и займитесь этим делом!
А если какие моменты упустил – дописывайте в комментариях.
Что ещё интересного почитать на нашем канале:
P.S. Друзья, на своем канале я публикую материалы на разные темы. На те, которые мне интересны, и я не хочу зацикливаться на чём-то одном. Если вас они тоже увлекают – подписывайтесь на канал, и будете получать новые статьи первыми. Поройтесь на ресурсе под моей фамилией, найдете там ещё много чего. Буду благодарен за положительную оценку в виде нажатого большого пальца кверху. Сам буду оценивать ваши ценные комментарии и пожелания! Делитесь материалами в социальных сетях, пусть ваши друзья тоже прочитают. Хорошо?