Лучший способ знакомства с городом и его великолепием - прогулка на свои двоих. Но если тяжкая ноша, противная погода или что-то ещё заставляет вас воспользоваться транспортом, вам надо знать следующую.
Уличное движение
Вотердип - город широких бульваров, загруженных транспортом. Целыми днями, а то и ночами, по главном улицам снуёт мешанина телег, двуколок, всадников на лошадях и пони, карет, кабриолетов, наёмных экипажей и знаменитых двухэтажных повозок. К счастью, у большинства дорог есть мощёные тротуары, где хватает места пешеходам, а самые широкие улицы разделены островками безопасности, где пешеход, переходящий дорогу, может остановиться и подождать, пока транспорт проедет.
Сложившийся столетиями план города диктуют схему движения по сей день. Вотердип стоит на плато, прилегающем к горе, что закрывает большую часть города от моря. В южный третий города, где склоны поднимаются от гавани, с севера на юг тянутся улицы: Главная дорога и Путь дракона. Они сходятся на Распутье у южных ворот, а потом снова посреди Торгового Района, в самом узком месте города - между Вотердипским замком высоко на уступе горы и стенами Города Мёртвых. Затем дороги снова разделяются: Главная ведёт на север, а на запад - Вотердипская дорога к Вотердипскому дворцу (не путать с замком), который эта дорога минует. Посреди города к северу от Вотердипской дороги отходит шесть бульваров, ведущих к дороге вокруг Рынка. По другую сторону рынка на север продолжается пять бульваров.
Перечисленные улицы, да ещё улица Поющего Дельфина в Приморском районе, - основные транспортные артерии города. Наёмный экипаж или двухэтажную повозку проще всего найти на одной из них, и движение тут самое напряжённое. Большинство остальных улиц в городе ведут на запад, но независимо от направления движения в остальных частях города не такое плотное, и можно переходить улицу без опаски.
Уличные Знаки
Благодаря Гильдии делопроизводителей, писцов и стряпчих Вотердип обзавёлся традицией размещения табличек с названием улиц и даже многих переулков и площадей. Эти таблички отличаются в разных районах (они бывают латунными, раскрашенными деревянными и даже вытесанными в камне), но, как правило, название улиц обозначают на углах зданий на перекрёстках примерно в дюжине футов от земли . Название улицы, по которой вы едете, будет на ближайший к ней стене, а название пересекающей её улицы - за углом. Всё гениальное просто!
Ориентиры
Гордая гора Вотердип служит в городе удобном ориентиром. Она возвышается над горизонтом на западе, её дальние склоны спускается прямо в море. Отрог горы врезается в побережье, и на его восточной оконечности стоит Вотердипский замок. Если вам видно эти достопримечательности, то сориентироваться в городе будет легко. Вершина горы нависает над южной третью города у порта на юге. Город находится напротив северного склона горы Вотердип, спускающегося к Полю Триумфа - величайшей арене города.
Одна из титанических ходящих статуй Вотердипа, неподвижна ныне, тоже послужит вам ориентиром на местном уровне. Между улицей Улиток и Путём Дракона стоит на страже доблестный рыцарь с девятиэтажный дом - вдвое выше окружающих зданий он расположен точно на границе четырёх районов, так что по нему легко судить, где вы находитесь. Он от вас к юго-западу - вы в Торговом районе. К северо-западу? в Южном. К юго-востоку? в Замковом. К северо-востоку? вы в Районе Доков.
Регулировщики движения
Там, где движение особенно напряжённое, и в людных местах вроде овальной дороги вокруг Рынка можно увидеть сотрудника Городской Стражи, регулирующего движения. Регулировщики подают сигналы: синим флажком - проезжай, жёлтым - стой. Кроме того, регулировщики часто свистят в свистки. Услышав свисток обернись на регулировщика - вдруг он это именно вам? Если вы проигнорируете, то можете стать жертвой аварии или попасть под арест.
Двухэтажные повозки
Эти огромные машины, полагаю, не встречается нигде, кроме Вотердипа. Их создали беженцы из Лантана в прошлом веке. Это длинная остеклённая повозка со скамейками как внутри, так и на крыше, на свежем воздухе. Кучер сидит на уровне крыши, откуда отлично видит прочий транспорт и кучеров других двухэтажных повозок. В это устройство входят сзади, когда оно останавливается или замедляется достаточно, чтобы можно было безопасно вскочить на заднюю подножку.
Кондуктор в конце нижнего салона возьмёт с вас плату за проезд в (обычно от 2 до 4 пёрышек). Можете ехать внутри, а можете забраться по винтовой лестнице наверх. Большинство двухэтажных повозок курсирует по бульварам с севера на юг и обратно, но несколько ездят вокруг Рынка, а есть и такие, что идут по узким улицам с востока на запад и районом победнее. Помните, что спрос на двухэтажные повозке огромен - особенно в дождь и снег или в дни когда на Поле Триумфа проводится мероприятия. В них набивается толпа, создавая отличные условия для карманников.
Наёмные экипажи
Если вы желаете путешествовать в относительном удобстве и сами решать, куда вас повезут, просто в "проголосуйте" взмахом руки или окликните любой наёмный экипаж без пассажиров. Любая из прекрасных двухколёсная в чёрных повозок разместить с удобствами двух пассажиров лицом вперёд в (даже четырёх, если стройны и не стеснительные). Сам извозчик сидит на возвышении сзади повозки, управляя лошадьми с помощью длинных вождей и хлыста на длинной рукояти. Договориться о цене и оплатить проезд надо до отправки, но это редко обходится более чем в полдюжины осколков.
Кареты
Самый богатый - или те, кто хочет разок пошиковать, - могут нанять настоящую карету, такую же роскошную, как у благородных. Она способна вместить до 8 пассажиров в своей уютные шелка. Цены и услуги различны, но, как правило, если вы нанимаете карету, то оплачивайте за одно работу кучера, форейторов или охраны на полный день.
Перемещение зимой
В холодное время года, особенно в дождь или снег, жители Вотердипа предпочитают не выходить из дома. Приток товаров и путников в город зимой почти иссякает, движение слабеет, так что двухэтажные повозки наёмные экипажи встречаются реже. К счастью, Братство извозчиков и кучеров при помощи Гильдии тележников и каретников и Гильдии колесников предоставляет двухэтажные повозки и наёмные экипажи на полозья, так что некоторые из них работают даже с самой морозной зимой.