У людей с тревожным расстройством на первый план выходит тревога. Эта тревога связана с невозможностью соответствовать своим завышенным требованиям. Из-за этого развивается низкая самооценка, подкрепляющаяся изрядной порцией самокритики. Человек начинает верить, что другие люди лучше него во многих областях, либо в тех областях, которые очень важны для человека с избегающим расстройством личности. “Он умнее меня, шеф им доволен”, “Она вся расфуфырилась, а я — серая мышь”, “Вот она хорошая мать, всё успевает, всё чистое, а я — недотёпа”. Другие люди всегда интереснее, лучше разбираются, настоящие специалисты.
Перфекционизм и чрезмерная требовательность к себе выходят на первый план, они сжигают человека, приводя к апатичным и депрессивным состояниям. Возникают самоподкрепляющиеся идеи. Например, человек понимает, что не умеет быть душой компании, он идет в компанию, чтобы специально проявить себя как общительного человека (но при этом навыки общения в компании у него не развиты), однако требования, как всегда, завышены, человек ожидает мгновенно занять лидерские позиции, завести новые знакомства, собирать внимание дам, поддерживать все современные разговоры. В итоге у человека не получается выполнить все требования, сделать всё так идеально, как он себе придумал. Он приходит домой и начинает себя гнобить, говоря что он неудачник и что он “так и знал, что ничего не получится”. Это работа самоподкрепляющихся идей. Человек ещё больше становится уверен, что ничего у него не выйдет.
Также очень важно для людей с ТРЛ (тревожным расстройством личности) избегать рисков. Они очень боятся совершить ошибку, не оправдать ожидания. Люди каждый день принимают массу решений. Приготовить суп или второе, или пойти в кафе; поиграть с ребёнком или посмотреть телевизор; даже вопрос о том, пойти ли сегодня на работу — тоже выбор. Любой выбор для людей с ТРЛ является ситуацией тревоги, переломным моментом, за которым следует либо положительный финал, либо полная катастрофа. Только черно-белое мышление: пан или пропал. Иногда не понять, что за выбором будут следовать положительные события или отрицательные. От этого становится так страшно, что лучше как будто бы вообще не принимать решений. Так и случается с людьми с ТРЛ. Избегание рисков доходит порой до абсурда. Человеку не хочется вылезать из одеяла в этот сложный мир, где нужно делать выбор, который может привести к катастрофе, а требования к себе так высоки, что человек всё равно не сможет им соответствовать. Из-за того, что не принимаются решения, то и не делаются дела: человек не строит семью, не устраивается на работу, не ходит в магазин. Получается, что безопасность находится лишь в ограниченном маленьком мире. Человек ощущает себя нерешительным, неуверенным в себе, закомплексованным. Из-за того, что считает себя хуже остальных, он не пойдет на вечеринку т.к. считает, что там будет всем мешать и с ним никто не будет разговаривать.
В общении такой человек часто уступчивый, мягкий, он не будет отстаивать свою позицию, не будет отказывать. Он скорее поступится своими интересами, чем будет открыть конфликтовать.
В отличие от социофобии (где тревога крутится только вокруг одной сферы жизни, например, вокруг отношений), при ТРЛ тревога захватывает многие сферы жизни: работу, семью, учебу, дружбу, быт и т.д. это проявляется в том, что человек не просит повышения или новой должности на работе, остается жить с нелюбимым человеком (“партнер плохой, зато свой”), иногда даже не выходит на улицу. Таким образом, избегание проявляется тотально: и в поведении, и в эмоциях, и в когнитивной сфере.
Родители у людей с ТРЛ, как правило, ставили завышенные требования к своему чаду. Они критиковали, отвергали своего ребенка. Ребенок принимал эту критику, впитывал как губка мнение важного, авторитетного человека и стал идентифицировать себя как непривлекательного, дефектного, ленивого и т.д. Затем в голове возникают установки, связанные с другими людьми: “Должно быть я — плохой человек, раз даже моя мать плохо со мной общается”, “Если родители меня не любят, то как полюбят другие?”, “Я дефектный, раз нет друзей”, “Люди отвергнут меня, людям на меня наплевать”. Из-за таких мыслей возникает желание притвориться, обмануть других, что внутри нет дефектов (реальных дефектов может и не быть, но человек воспринимает себя с недостатком) для того, чтобы нравиться и хоть ненадолго быть любимым. Однако, именно поэтому многие люди с ТРЛ не хотят сближаться — будто бы люди тогда узнают кто человек на самом деле и перестанут общаться. Любая критика со стороны принимается как справедливая, потому что человек привык к критике еще от родителей, а вот для положительной оценки себя даже нет критериев. Человек даже не понимает, КАК это оценивать себя положительно. Он опирается только на внешние оценки, причем положительные игнорируются.
У людей с ТРЛ сильно развито состояние непереносимости отрицательных эмоций. В связи с этой дисфорией постоянно хочется куда-то убежать: в кино, в книгу, походить по комнате, заесть этот стресс или уйти в зависимость. Это становится закрепленным паттерном поведения. Как только стало неприятно — сразу начинается избегание. Это избегание вросло в структуру личности. У человека есть ощущение, что если он пойдет в дисфорию, то станет чувствовать себя хуже, дойдет до точки, увязнет в ней и никогда не выберется. Однако это не совсем так.
Итак, первым шагом к выздоровлению будет выдерживание дисфории. Стоит только туда погрузиться и Вы поймёте, что вынести эти эмоции возможно, что, погружаясь туда вы получаете контроль. Теперь Вы не бежите в другие дела, мысли, а смотрите своему страху в глаза, становитесь готовыми совершить те действия, которые ранее пытались отодвинуть из-за тревоги.
Психолог Невзорова Полина
Продолжение темы тревожного расстройства личности, а точнее его лечения, Вы можете прочитать в следующей статье.
Подробнее ознакомиться с тревожным расстройством личности можно в моем видео: https://youtu.be/zoIt0m8XUac