Найти в Дзене
Дыбов С.В.

на подступах к Парижу....

5 марта 1814 года жители города Реймс напали на гарнизон князя Гагарина, и открыли ворота французским частям генерала Корбино. В тот же день части маршалов Мармона и Мортье напали на Суасон, обороняемый генералом Рудзевичем. Части графа Воронцова были атакованы под Краоном. Началось последнее наступление армии Наполеона.

6 марта французы взяли
Краон и Бери-о-Бак. 7 марта Рудзевич оставил Суасон, русские части Тотенборна и Сен-При были отбиты от Реймса, маршал Мюрат выступил с неаполитанским войском против Наполеона. А сам N столкнулся с русской армией в кровавой битве при Краоне. Французы потеряли около 7 тысяч, русские около 5 тысяч солдат и отступили к Лаону. Плененные в Реймсе башкиры Гагарина, и русские солдаты, плененные при Краоне, для поднятия боевого духа были проведены по улицам Парижа.

9 марта Наполеон, имевший в 10 раз меньше войска, атаковал союзные войска под Лаоном. После тяжелой двухдневной битвы, союзники потеряли 4 тысячи убитыми, но удержали позиции. N приготовился к прыжку...

и тут...
неожиданно...
летучий отряд
гвардии полковника Гейсмара осадил крепость Сан-Квентин, находящуюся в 25 км к северу от Лаона.

Крепость, как и вся французская армия, испытывала недостаток в личном составе. Её охранял отряд национальной гвардии в 400 человек и 1200 ополченцев. Сколько было у Гейсмара не знает никто. По слухам у него было 2-3 тысячи казаков и вся армия Бенкендорфа сзади. В реальности от 1200 человек, вошедших во Францию в феврале, по донесениям некоего капитана Дюрана, позднее переодетым проникнувшего в крепость, оставалось 770 человек. Сопровождавший его отряд фламандских партизан Фрушара никто никогда не пересчитавал. По разной информации в нем было от 20 до 20тыс человек. Где истина неизвестно, но гвардии полковник действительно располагал небольшими мобильными силами, не предназначеными для захвата крепостей.

Он подошел к Сен-Квентину к обеду 10 марта. Прусские гусары, входившие в его отряд были вытянуты ниточкой вокруг всей крепости, а казаки создавали иммитацию бурной деятельности перемещаясь сзади гусар. Время от времени казаки побородатее подъезжали к крепости, и к ужасу оборонявшихся на чистом французском языке обещали им припомнить судьбу Москвы. Ближе к сумеркам по дорогам стали катать реквизованые в округе телеги, создавая шум конница. А на высотах стали располагать конфискованные там же подводы, с установленными в них спилеными стволами деревьев, издалека выглядивших как, размещаемая на позициях артиллерия. В ночи казаки бурно перемещались с факелами и завалили всю округу вокруг крепости кострами, имитируя скопления большой массы войск.

Утром 11 марта полковник послал парламентеров к командующему гарнизоном полковнику Боннелю с предложением поразмышлять о сдаче. Боннель поразмышлял ровно полчаса (30 минут) после чего открыл ворота. По привычке, конфисковав городскую казну, гвардии полковник Гейсмар разоружил ополченцев, но вместо плена отпустил их по домам, что вызвало бурное ликование в городе и здравицы в адрес императора Александра. Национальных гвардейцев под барабаный бой со знаменами и оружием вывели за городские стены и отпустили на все четыре стороны. После чего добровольцы стали записывать уже в отряды Фрушара.

-2

12 марта в город вошел спешно посланый на подмогу отряд почетного одессита генерала Ланжерона. В городе нашелся большой пустующий госпиталь, что было как нельзя кстати, учитывая потери при Краоне и Лаоне. А также крупное пушечное производство. Было захвачено несколько десятков новеньких орудий, приготовленых к отправке для обороны Парижа. Всего же готовых орудий, находящихся в работе, заготовок, и материалов для изготовления пушек было захвачено на несколько сот единиц артиллерии, что существенно увеличило арсенал союзников и, соответственно, уменьшило арсенал Наполеона.

Еще через 5 дней Наполеон отправит Коленкура с мирными предложениями к царю...

но уже будет поздно...

судьба Парижа
уже была предрешена...

-3

донесение генералу Эгремону в Амьен,
Перонн, 11 марта 1814 г.
"Я уже писал Вам этим утром: ничего нового, командир войска, направленного в Сен-Кентен Вашим Превосходительством, вернулся с донесением, что враг, то есть Гейсмар, занял город в два часа.

Вдумайтесь, мой генерал, какая потеря для Франции! такой богатый, цветущий город, где столько фабрик! Все это в руках горстки бандитов.

Ах, если б Вы могли выделить 200 человек и 2 пушки, вашей кавалерии и ополченцев. Если Вы мне дадите приказ, я мог бы так же присоединиться с двумя пушками и массой ополченцев, если
Аррас и Камбрэ выступят в тоже время.

Оставляя целиком на Вашу осмотрительность, взвесить мои доводы, всегда готов подчиниться Вашему суждению.
Мерлен де Тионвилль.

-4

© С.В.Дыбов - Mémoire russe - 2024 г.