Добрый день, дорогие читатели! Я наконец добралась до статьи о Махидевран хатун. О периоде правления султана Сулеймана написано немало исторических трудов и все их не перечесть. Однако информации о Махидевран не так много. А вот фейков и мифом о ней не так уж мало, не меньше чем о той же Хюррем. Другими словами читать эти исторические документы и книги можно до бесконечности, а вот информация о ней собирается по крупицам. Так вот, все что смогла собрать о Махидевран в исторических книгах, статьях и летописях 16 века постараюсь уложить в эту статью.
Принято считать, что Махидевран родилась между 1498 и 1500 годом. Она была последняя королевская наложница, которая прожила в согласии с османскими традициями. Она была либо албанского либо черкесского (из рода адыгов) происхождения. Махидевран фигурирует среди 17 женщин гарема шехзаде Сулеймана в Манисе. В 1515/16гг. она родила сына Мустафу. О том, сколько именно она родила детей сказать сложно, потому что нет точных данных. Однако можно сказать точно только то, что сын у нее был только один. В гареме шехзаде и в момент восхождения Сулеймана на трон, Махидевран занимала лишь третье место в гареме, потому как были две другие наложницы, которые стояли выше Махидевран в иерархии гарема по старшинству сыновей. Что уже говорит о том, что она не могла быть матерью Махмуда, которого в последнее время ей приписывают. Но более подробно о детях напишу немного позже.
Сейчас хочу немного внимание уделить версиям о ее происхождении. В интернете можно встретить информацию о том, что Махидевран была княжеского рода и даже приводятся для подтверждения этого некие аргументы. Вот сейчас об этом немного подробнее. Пишу сразу, что лично я не против того, чтобы она оказалась княжной, однако доказательств этому я не нашла в исторических трудах. К примеру, считается, что она дочь Темрюк мирзы, сына Айдара (Идара) и ее звали Малхуруб. Такая дочь действительно у него была. Но Махидевран, в принципе, не может быть его дочерью, потому как сам Темрюк родился между 1500 и 1502 годом, и ее отцом он никак не мог быть. Есть и другие аргументы, которые приводятся в качестве доказательства ее княжеского происхождения.
В интернете можно найти некую "родословную рода Черкасских князей 14 век-18 век", в которой Махидевран оказывается дочерью самого Айдара и дочерью крымской принцессы Найджан Бегум хатун, дочери Менгли Гирея. И соответственно приходится сводной сестрой Темрюк мирзы. К сожалению, проследить родословную князей Черкасских по официальным документам возможно лишь с самого Темрюка, так он из этого рода был первым кто перешел в услужение Русскому государству. Но тогда я пошла с другой стороны, то есть просмотрела родословную Крымского ханства. У Менгли Гирея действительно было несколько дочерей и они все были замужем, в том числе Айше хатун, которая была замужем за Селимом Явузом. Но нет ни одной дочери хана, которая была выдана замуж за черкесского князя.
Небольшое отступление от непосредственной истории Махидевран. Если верить этой родословной, то Махфируз, наложница султана Ахмеда I, была близкой родственницей, как матери султана Мустафы I, ее имя считается Халиме, она абхазкого происхождения, так и родственницей Махидевран. Впрочем, Мухсине хатун, которая по данным этой родословной родилась в 1519 году и в возрасте 5 лет была выдана замуж за ВВ Ибрагима пашу в 1524 году, приходится племянницей Махидевран. Это для справки! Верить этому или нет, решайте сами!
Возвращаюсь к истории жизни Махидевран. Я также ознакомилась с книгами турецкого путешественника Эвлия Челеби, который во второй половине 17 века путешествовал по Тамани и Крыму. Челеби даже нашел крепость Темрюк, которую построил султан Селим в 1515 году, а в 1525 году султан Сулейман ее укрепил. Об этом свидетельствует надпись на стене. И по легенде описанной Эвлией, Селим построил эту крепость в честь Темрюка, который якобы активно помогал Селиму добиться трона. Но данные переданные Челеби не совсем соответствуют историческим данным. Поэтому объяснить почему Селим Явуз дал такое название этой крепости понять невозможно. Но крепость действительно строил он или точнее по его приказу. И строили ее скорее для укрепления территории, которая на тот момент была передана в управление санджакбея Кефе. Только вот нет никаких упоминает о том, что была какая-то княжна, которая была отдана в гарем шехзаде по этому случаю. На тот момент не могло не ходить подобных слухов и историй, так как и султан Селим и султан Сулейман оставили не малый след в этих землях. Есть и другие моменты ее "княжеского происхождения", но их рассматривать я уже не буду!
В летописях 16 века встречается информация, что она скорее всего была черкешенкой. Австрийский посланник Бусбек назвал Махидевран Босфор (Босфорина), а Хюррем - Роксолана. Эти имена Бусбек связал с султаншами на основании того, с каких земель они были привезены. Хюррем была с русских земель, а Махидевран была с земель Боспорского Царства, то есть Тамань и Крым. Это не доказывает, что она была княжной. Эта территория находилась в подчинении санджакбея Кефе. В Кефе ежегодно привозили 300 мальчиков и девочек, среди которых скорее всего могла быть маленькая Махидевран.
Имя "Махидевран" она получила в гареме и записана, как дочь Абдуллы. Упоминается ее второе имя Гюльбахар, однако это уже спорно. Некоторые историки считаю, что имя Гюльбахар скорее всего носила другая наложница. Даже встречается упоминание, что это было второе имя Гюльфем, а не Махидевран. Когда именно она попала к шехзаде Сулейману точно неизвестно. Но встречаются такие версии, что она могла оказаться в гареме в 1511 или 1514 году. Но своего первенца она родила лишь в 1515/16 году. О чем свидетельствует запись в реестре гарема о выдаче платы. Махидевран появилась в этом реестре, как мать шехзаде лишь 1516/17 гг., то есть Мустафа родился в то время. Дети Сулеймана рожденные ранее, не могли быть от нее. Есть информация, что в середине октября 1515 года султан Селим получил весть о рождение внука и отправил весть о том, чтобы мальчика нарекли Мурадом. То есть Мустафа видимо родился в конце 1515 года и вначале 1516-го.
В некоторых исторических книгах отмечается, что у Сулеймана была 4 дочери. По мимо Михримах были еще Разие, Фатьма и еще одна дочь. В 1522/23 гг, у султана умерло два сына и одна дочь, мать которой могла быть Махидевран, потому как по европейским источникам Махидевран была беременна, когда ехала в Топкапы в 1520 году, и могла родиться дочь, которая умерла в раннем возрасте. Фатьма считается поздним ребенком Сулеймана, которая родилась в середине 50-х годов и тогда же умерла. Могла ли Махидевран быть матерью Разие точно сказать невозможно. Есть еще сын Абдулла, умерший 1525/26 гг. Чаще всего его приписывают Хюррем, но доказательств этому нет. Поэтому в некоторых источниках он фигурирует, как сын неизвестной наложницы. Но Махидевран его никто никогда не приписывал. К примеру, турецкие историки Йылмыз Озтун и Кая Шахин отмечают, что у Сулеймана могли быть и другие дети, которые умерли в младенчестве и не попали в гаремные записи, и в том числе матерью некоторых из них могла быть Махидевран, но это могут быть лишь предположения. Это то, что я хотела написать о ранних годах Махидевран. Теперь перейду к другой части истории ее жизни.
Иностранные наблюдатели Османской империи много писали о жизни султана, о том что происходит при его дворе, в том числе есть записи о детях и женщинах султана. В некоторых посланиях есть упоминания о Махидевран. Венецианские послы Пьетро Дзен и Андреа Приули в 1523 году писали, что у султана есть сын, другие умерли ранее. А мать этого мальчика любима султаном, и он ухаживает за ней. А уже в 1525/26гг. о ней писал Пьетро Брагадин, что Мустафа является единственной радостью своей матери. То есть до 1525 года Махидевран была в числе любимых жен султана. А после крупной ссоры, которая произошла между Махидевран и Хюррем, Махидевран утратила любовь и доверие Сулеймана ( о том могла ли быть между ними драка, я писала ранее статью). И до 1533 года Махидевран, находясь в общем султанском гареме не могла посещать покои султана, потому как находилась в опале. Между женщинами продолжались конфликты, которые сглаживала мать султана Хафса. Это все длилось до 1533 года.
В 1533 году Мустафа был отправлен в Манису вместе со своей матерью. Пока Мустафа находился в Манисе, Махидевран временами приезжала в Старый дворец, где встречали ее с большим почетом. Об этом писал французский посол Гийом Постель в 1536 году. Он отметил, что "первая жена отличается почитанием султана, и он называет ее султаншей. По сведениям полученных от евнухов, она проживает в женской части дворца в Магнезии (Манисы), является там владычицей, и часто приезжает в Константинополь, чтобы увидеться с Великим Лордом". Когда Мустафа был переведен в Амасью Махидевран уже не могла приезжать в столицу, потому как Амасья находилась слишком далеко. К тому же из-за пожара, произошедшего в 1541 году в Старом дворце, Хюррем вместе с несколькими наложницами и своей свитой переехали в апартаменты, которые располагались на территории дворца Топкапы. Что конечно же усложняло приезд Махидевран.
Напишу сразу о том, что Мустафа не был переведен в Амасью из-за того, что лишился благосклонности султана. Скорее это связано с тем, что Мустафа уже имел опыта управления провинцией, а молодой Мехмед, первенец Хюррем, таким опытом не обладал. Поэтому было принято решение Мустафу отправить в Амасью, а Мехмеда в Манису. То, что шехзаде, которые попадали в Манису якобы становились официально наследниками престола, большое заблуждение, так они все становились таковыми, независимо от санджака и все имели равные права. И заполучить трон также можно было из любой провинции, главное иметь сторонников и смекалку. Санджаки Амасья и Караман считались такими же престижными санджакми, как и Маниса.
Махидевран была любящей матерью, которая посвятила свою жизнь добрым делам и защиты жизни своего единственного сына. Она тщательно следила за его жизнью, оберегая его от отравления. Также она тщательно следила за его личной жизнью. Если Хюррем контролировала жизнь своего любимого сына Селима через Нурбану, то Махидевран это делала сама как глава гарема. Обе женщины продолжали проявлять к друг другу враждебность, плетя козни и интриги. Однако, находясь в столице подле султана, Хюррем было проще это делать. И в конечном счете она оказалась в этом деле более успешной Махидевран. Только любви Хюррем в народе это не прибавило, а наоборот сильнее ударило по ее репутации. Доказать вину Хюррем в смерти Мустафы не совсем возможно, есть лишь косвенные доказательства ее вины. Поэтому утверждать этого не стану. Можно сказать, что руку к этому она все же приложила, что вполне естественно, ведь Мустафа лишал ее сыновей возможности заполучить трон. Но не стоит забывать о том, что в определенном смысле в смерти Мустафы виновата Махидевран и сам Мустафа.
До 1553 года Махидевран была любима и уважаема султаном Сулейманом. Но в октябре 1553 года султан Мустафа был казнен, а Махидевран снова потеряла благосклонность Сулеймана. Через короткое время лишилась еще и своего маленького внука, сына Мустафы. Она была лишена своего статуса, положения и жалования. На протяжении 10 лет Махидевран прожила очень тяжело. Она сталкивалась с унижениями и жила очень бедно. У нее не было возможности не то, чтобы за аренду домов платить, а ей даже не на что было покупать еду. Ей оказывали помощь местные жители Бурсы, давая деньги на покупку продуктов. Есть сведения, что по ее просьбе молочный брат султана Сулеймана Яхья Эфенди попытался договориться с султаном о том, чтобы тот проявил к ней милосердие, но в итоге сам лишился его благосклонности и даже лишился своего места.
Только лишь в 1563/64 гг. Махидевран была реабилитирована султаном Сулейманом и восстановлена в статусе королевской жены-наложницы. Ей было назначено жалование, были оплачены все ее долги и куплен дом в Гисаре. Теперь она могла снова начать занимать благотворительностью и ухаживать за могилой сына. Она даже смогла заложить основание усыпальницы своего сына, но построить не смогла. Гробницу достроили лишь в 1573 году по распоряжению султана Селима. Также по распоряжению султана Селима II, а после и султана Мурада III, Махидевран получила крупные единовременные выплаты.
По ее завещанию после ее смерти были освобождены 20 рабов, которые получили у кадия документ, подтверждающий их официальную свободу, а также назначенную выплату. Умерла Махидевран в 1581 году, и похоронена в Бурсе в гробнице своего сына, в комплексе Мурадие. Прожила она долгую и насыщенную жизнь. Ее жизнь состояла из взлетов и падений. Также Махидевран считается одной из важных людей в мире, которая прожила свою жизнь в соответствие с пониманием благотворительности в Исламе, потому как она на протяжении жизни занималась благотворительностью, основывала фонды, занималась строительством фонтанов и школ, а также освобождала рабов.
Материал составлен из: "Life and time sultan Suleyman", Kaya Sahin. / "Kanuni sultan Suleyman", Ylmaz Oztun. / "Structure of the Ottoman Dynasty", Alderson. / "De la Republique des Turks", Guillaume Postel, 1560. / "Diarii di Marino Sanuto", vol.XXXIV, XXXVI / "Relazione", Alberi, vol.III, ser.III / "Roxolana in European literature history and culture", G. Yermolenko / "The turkish letters of Ogier Busbecq" / Книги путешествий Эвлия Челеби в нескольким томах - имеются на русском языке / Гайворонский "Повелители двух материков", история Крымского ханства в двух томах.... И другие публикации, все не перечислить.