Вселенная "Гарри Поттера" - это любимая миллионами читателей франшиза, база поклонников которой растёт даже спустя после окончания серии.
Однако, как бы хорошо Джоан Роулинг не рассказывала свою историю, она упустила из внимания некоторые сюжетные линии и несоответствия, часть из которых вовсе кочевала из книги в книгу. Иногда в сюжет добавлялась деталь, которая должна была присутствовать в волшебном мире с самого начала, а иногда главные герои не видели логичное решение проблемы прямо перед своим носом. Давайте рассмотрим самые большие сюжетные дыры за все семь книг.
Приятного чтения!
Проблемы с датами
Итак, каждое первое сентября ученики Хогвартса садятся в Хогвартс-экспресс, который отвозит ребят в волшебный замок, в котором они начнут занятия второго сентября. Если вы внимательно читали книги, то должны были заметить одну странность - каждый учебный год начинался с понедельника, но невозможно, чтобы каждое второе сентября выпадало на этот день недели на протяжении шести лет подряд.
Это не единственный случай путаницы с датами. Например, в "Философском камне" день рождения Гарри предположительно приходится на вторник, хотя на самом деле 31 июля 1991 года выпало на среду.
Цена волшебных палочек
Волшебная палочка - это надёжный друг любого волшебника, потому что они направляют магию человека и позволяют намного более просто и комфортно использовать заклинания. Перед поступлением в Хогвартс юные волшебники отправляются в Косой переулок, где заходят в лавку мистера Олливандера и покупают себе волшебную палочку. Стоит она весьма недорого - семь галеонов за штуку.
Проблема в том, что Олливандер использовал для палочек чрезвычайно редкие и дорогие сердцевины - шерсть единорога, сердечные жилы дракона и перья феникса. Внимательные читатели сопоставили их возможную цену с ценами палочек и пришли к выводу, что Олливандер должен работать себе в убыток (например, по словам Горация Слизнорта шерсть единорога стоила 10 галеонов, что уже больше стоимости палочки)
Тролль и ученики Слизерина
На первом курсе Гарри, в самый разгар Хэллоуина, в Большой зал ворвался профессор Квиррелл и закричал, что по подземелью разгуливает тролль. Чтобы успокоить студентов, профессора отправили детей в их гостиные. Это также должно уберечь юных волшебников от опасности, правда был один странный момент - учеников Слизерина тоже отправили в гостиную, которая находилась...в подземелье.
Либо профессора были слишком напуганы, чтобы мыслить здраво, либо Джоан Роулинг забыла, что разместила комнаты тролля и слизеринцев в одном месте. Существует теория, что Дамблдор специально отправил слизеринцев в гостиную, чтобы по пути их перебил тролль, но для "Гарри Поттера" это слишком мрачно.
Почему Рону разрешили колдовать сломанной волшебной палочкой?
Когда Гарри и Рон совершили авантюрное путешествие в Хогвартс на стареньком летающем форде, Рон случайно сломал свою волшебную палочку. Это стало большой проблемой для Рона, поскольку он не мог адекватно колдовать на протяжении всего учебного года. Более того, когда Златопуст Локонс попытался стереть воспоминания Гарри и Рона этой сломанной палочкой, он нанёс себе непоправимый ущерб.
Учитывая масштабы возможного бедствия от использования сломанной палочки, кажется странным, что сотрудники Хогвартса решили Рону целый год использовать сломанную палочку. Даже если парень не навредил себе и окружающим, очевидно, что он мало чему научился за этот год.
Почему профессора Хогвартса забыли про Аллохомору?
Когда из Азкабана сбежал ужасный Сириус Блэк, Хогвартс принял некоторые решительные меры по обеспечению безопасности учеников. Профессора перекрыли коридоры, вот только они, видимо, забыли про одно простое заклинание, способном открыть многие двери.
Аллохомора это простое, но очень полезное заклинание, и оно настолько лёгкое, что его освоила Гермиона на первом курсе. Сириус, скорее всего, знал про это заклинание, так что он мог легко проникнуть в закрытые коридоры и вскрыть любые двери.
Почему Джеймс и Лили не стали Хранителями тайны друг для друга?
Когда Лили и Джеймс узнали, что их сыну угрожает опасность, они решили спрятаться в доме в Годриковой впадине. Дамблдор предложил использовать заклинание Фиделиус - это особые чары, скрывающие местонахождение какого-либо места от всех нежелательных лиц. Тайна заклинания Доверия запечатывается в сердце Хранителя, и никаким способом эту тайну вырвать нельзя. Хранитель может раскрыть местонахождение объекта только добровольно.
Чтобы чары Фиделиуса заработали, кто-то должен был стать Хранителем, и Поттеры выбрали Сириуса Блэка, но в итоге им стал Хвост, который и сдал своих друзей. Проблема в том, что сюжет так и не объясняет, почему Лили и Джеймс не стали Хранителями друг для друга. Лили бы знала, где живёт Джеймс, а Джеймс бы знал, где живёт Лили, и технически всё работает как надо, без вплетения посторонних лиц.
Как Фред и Джордж не заметили Питера Петтигрю?
Фред и Джордж подарили Гарри карту Мародёров - волшебный пергамент, способный отслеживать каждого человека в пределах Хогвартса.
Проблема в том, что карта была у близнецов многие годы, и по странному стечению обстоятельств они не замечали, что некий человек по имени Питер Петтигрю постоянно находился рядом с их младшим братом.
Гермиона и маховик времени
Весь учебный год Гарри и Рон задавались вопросом, как их подруга одновременно посещала сразу несколько занятий. Оказалось, что всё дело в маховике времени, который позволял девушке путешествовать на несколько часов в прошлое и тем самым присутствовать на нескольких уроках сразу.
Но кажется странным, что маховик времени, один из сильнейших предметов волшебного мира, дали в руке школьнице, да и ещё и для того, чтобы она просто успевала посещать чуть больше занятий. К тому же, его использование ставит студентов в неравное положение - почему Гермионе можно, а остальным нельзя?
Барти Крауч-младший и оборотное зелье
Оборотное зелье идеально справляется с задачей изменения внешности, но не решает другие проблемы. Есть небольшие споры по поводу голоса, которые во многом связаны с фильмами. Где-то голос меняется, где-то нет, но если брать книги, то там, вроде как, с голосом проблем нет.
И всё-таки, человек - это не только внешность и голос, но одно дело, когда ты пробираешься в гостиную Слизерина и полчаса водишь Малфоя за нос, а другое когда выдаёшь себя целый учебный год за одного из самых известных мракоборцев волшебного мира. Кто-то должен был заметить несоответствия в словах и поступках, или же что "Грюм" не помнит вещи, которые происходили с ним ранее.
Почему Сириус не использовал оборотное зелье?
После того, как Сириус Блэк сбежал из Азкабана и очистил своё имя (хотя бы перед Гарри, Дамблдором и остальными), он спрятался в доме своего детства и практически не покидал его. Когда он всё-таки выходил на улицу, он всегда превращался в анимага, большую чёрную собаку. И это...странно, поскольку в волшебном мире существовало оборотное зелье, которое превращает волшебника в другого человека.
У этой задумки есть некоторые проблемы, но даже так вариант с оборотным зельем кажется намного более удачным. Вместо того, чтобы превращаться в огромного чёрного пса, Сириус мог бы превращаться в кого-то из Ордена Феникса, что вызвало бы намного меньше подозрений и было бы попросту более безопасно.
Почему Надзор настолько несовершенный?
С того момента, как Гарри поступил в Хогвартс, его предупредили, что ради сохранения тайны волшебного мира, ему запрещено использовать магию за пределами школы до наступления совершеннолетия. Чтобы держать юных волшебников под контролем, была придумана система Надзора, которая отслеживает любую магию, совершаемую вокруг места, где живёт ученик.
Вы правильно поняли - отслеживают именно место. Если Малфой приехал бы на Тисовую улицу и использовал там любое из известных ему заклинаний, то обвинили бы во всём именно Гарри, поскольку в его районе больше нет волшебников, и по странной логике Надзора любое заклинание в этой области - это работа Гарри.
С другой стороны, эта система довольно несовершенна. После магии Добби и патронуса Гарри Министерство быстро получило сведения о нарушении, зато когда Орден Феникса использовал магию в том же месте, ничего не происходило.
— А... да, — сказал Гарри и подобрал еще несколько книг.
— Оставь, не надо, я справлюсь куда быстрей! — воскликнула Тонкс и длинным круговым движением провела палочкой над полом.
Книги, одежда, телескоп и весы взмыли в воздух и как попало влетели в чемодан.
Забавно, что это произошло буквально почти сразу же после "отчисления" из Хогвартса за патронус.
Почему Министерство не использовало сыворотку правды?
Сыворотка правды - это одно из сильнейших зелий волшебного мира, которое заставляет волшебника говорить правду. Проблема в том, что её практически не использовали, хотя она могла бы пролить свет на многие преступления сторонников Волдеморта или оправдать тех, кто был невиновен.
Эту сюжетную дыру Роулинг попыталась закрыть тем, что Сыворотка правды весьма несовершенна, и что её, якобы, легко обмануть, в таком случае вообще непонятно, для чего это зелье существует.
Гарри и фестралы
В "Ордене Феникса" появились фестралы - огромные скелетообразные лошади, которых могли видеть только те, кто был свидетелем чьего-то ухода из жизни. Гарри начал видеть фестралов, поскольку на его глазах расправились над Седриком Диггори в конце "Кубке огня", вот только по логике Гарри должен был видеть фестралов с самого начала, ещё с "Философского камня".
Дело в том, что маленький Гарри был свидетелем расправы Волдеморта над Лили Поттер. Другой важный момент связан с тем, что Гарри не видел фестралов после Турнира Трёх Волшебников, хотя по логике уже тогда он должен был их заметить. Джоан Роулинг попыталась объяснить эту дыру тем, что увиденное должно было "осесть", но довольно странное объяснение.
Деннис Криви оказался в Хогвартсе на втором курсе
Когда Гарри и его друзья решают собрать особый отряд, который втайне от Амбридж будет учиться тёмным искусствам, они решили провести первую встречу в Хогсмиде, в "Кабаньей голове". На собрании присутствовало два десятка желающих учиться у Гарри, и одним из учеников был младший брат Колина Криви (который доставал Гарри в "Тайной комнате"), Деннис Криви.
Деннис был очень храбрым парнем, ведь он захотел учиться у Гарри будучи всего на втором курсе. Проблема в том, что в Хогсмид был доступен для посещения только начиная с третьего курса, а юный Деннис каким-то образом оказался там на втором. Фанаты попытались оправдать эту ошибку тем, что Деннису, возможно, разрешили посещение Хогсмида в сопровождении старшего брата, вот только по такой логике и Рон мог не ждать третьего курса и ходить в Хогсмид с Фредом, Джорджем или Перси.
Как беглецы из Азкбана вернули свои палочки?
Сириус был не единственным, кто сбежал из Азкабана, и в разгар "Ордена Феникса" из него вырвалась группа самых опасных Пожирателей. Когда их увидели в битве в Отделе Тайн, оказалось, что все они чудом вернули свои волшебные палочки.
Когда волшебника приговаривают к Азкабану, его палочка либо конфискуется, либо уничтожается Министерством магии, либо конфискуется. Тем не менее, несмотря на эти меры, Сириус и Пожиратели каким-то чудом вернули свои палочки.
Почему Волдеморт пришёл в Министерство так поздно?
В "Ордене Феникса" Волдеморт решил, что ключ к победе над Гарри - это пророчество, которое хранилось в глубинах Отдела Тайн. Пророчества могут взять только те люди, к которым оно относится, поэтому Тёмный лорд решил выманить Гарри в Министерство, чтобы тот взял пророчество своими руками.
Это понятно, но почему Волдеморт пришёл в Министерство настолько поздно? Фактически, он прибыл туда только под самый конец, когда пророчества как такового уже и не было, зато пришлось сразиться с Альбусом Дамблдором. Всё указывает на то, что Волдеморт должен был ждать прихода Гарри и без труда забрать пророчество как только оно окажется у него в руках.
Зачем Снейп рассказал про план Семи Поттеров?
Ближе к концу серии читатели узнали, что Снейп рассказал Волдеморту о плане Семи Поттеров, чтобы завоевать доверие Тёмного лорда. Дамблдор дал Снейпу чёткие инструкции, и одним из них было распоряжение держаться к Волдеморту как можно ближе.
Проблема в том, что чуть ранее Снейп сделал нечто, что должно было вознести его преданность на тот уровень, где её невозможно подставить под сомнение - он расправился с Дамблдором и оставил волшебный мир без одного из лучших (а может быть и лучшего) защитников. Скорее всего, Волдеморт на тот момент и без того полностью доверял Снейпу, так что дальнейшее доказательство лояльности просто не имеет смысла.
Почему Гарри не превратился в магла или другого волшебника?
Вообще к плану Семи Поттеров довольно много вопросов. Например, его основа строилась на превращении шестерых волшебников в Гарри, и семь разных версий Поттеров должны были разлететься в разные стороны, дабы сбить со следа Пожирателей.
Странно, что Орден решил отступить от более простых версий этого плана. Например, Гарри мог бы просто замаскироваться под магла и добраться до некоего безопасного места при помощи магловского транспорта. Другой вариант - Гарри мог бы превратиться в другого волшебника из Ордена, что на бумаге также выглядит более безопасно.
Почему Золотое трио не умножило свою еду?
Многие месяцы Золотое трио провело в странствиях, скитаясь с места на место в поисках крестражей. Они прошли через многие испытания - начиная от поиска места для ночлега до стрижки волос, но самым важной и требовательной задачей стали поиски еды.
По словам Гермионы, невозможно взять и просто наколдовать еду из воздуха. Её можно только вызвать, преобразовать или...умножить. И странно, что ребята не воспользовались последним способом. Они бы могли просто умножать свою еду в течение нескольких месяцев без необходимости морить себя голодом.
Почему перед Битвой за Хогвартс никто не выпил зелье удачи?
Феликс Фелицис - зелье удачи и одно из мощнейших зелий волшебного мира. Гарри использовал его один раз - на шестом курсе, желая узнать правду о разговоре о крестражах между Слизнортом и Томом Реддлом.
Но странно, что это зелье никто не выпил перед важнейшей Битвой за Хогвартс, в котором студенты, профессора и Орден столкнулись против Волдеморта и его Пожирателей. Было бы разумно запастись этим зельем и выпить его, получив щит в виде безграничной удачи. Правда, если бы и Пожиратели выпили это зелье, Битва за Хогвартс могла бы пройти совсем уж непредсказуемо.