Зимой периодически можно увидеть и тех и других, сидящих на одном дереве, ведь голод не тетка. Синицы давно подметили, что воробьев активно подкармливают, да и сами они не могут держать в секрете тот факт, что заметили где-то пищу. Так что, следуя за воробьями, с большой долей вероятности можно подкрепиться.
По их звонкому чириканью и дружной кучности, синицы определяют хлебные места. И хотя рацион синиц намного больше склоняется в сторону животной пищи, они не против перекусить всем тем, чем довольствуются преимущественно зерноядные воробушки. Включая самих воробушков.
Вот недолюбливают они воробьев, и все тут
И это хорошо заметно. Грачи и галки например, летают дружной стаей в любой сезон года. А синицы присоединяются к воробьям лишь в качестве вынужденной меры. Зимой им регулярно приходится делить с ними кормушки, и воробьям соседство синиц не доставляет дискомфорта. А синицам – да.
Синица вообще может закусить воробьем
Когда зима уж совсем лютует, в лесах нет корма, а добрые прохожие забывают поделиться семечками и салом, синица может заклевать воробья. Неизвестно, можно ли в этом случае говорить, что антипатия внесла вклад в происшествие, ведь главным двигателем антисоциального поведения синицы в этом случае является голод.
Зимой синице очень нужен животный жир, а воробьиный мозг как раз подходит в качестве обеда. За эту любовь к мозгам синиц даже прозвали "зомби". Но синицы нападают не то чтобы конкретно на воробьёв, а на любую мелкую добычу. Просто воробьи чаще других птах мелькают у них перед глазами, да еще и раздражают.
Все видели, насколько большими бывают воробьиные стайки. И внутри этой стаи воробьи переговариваются не умолкая. Веселое чириканье слышно с большого расстояния. А синицы молчат. И летают они небольшой стайкой, штук по 7. Это возле кормушки им приходится кучковаться. И воробьи их ох как раздражают, когда всей кучей налетают на угощение.
Синица делают так: подлетают к кормушке по очереди, хватают семечку и отлетают на ветку, чтобы ее там съесть, давая возможность другим синичкам сделать так же.
У синиц намного больше социальная дистанция, намного шире зона комфорта. Они не терпят, когда сородичи сидят к ним вплотную, шумят, задевают их. Они даже в своей стайке держатся на удалении друг от друга. А воробьи копошатся всей кучей. Вот синицы и злятся.
Механизм дистанцирования у синиц – это предохранительный механизм. Когда птицы сохраняют вот такую дистанцию, они меньше рискуют заболеть, заразившись чем-нибудь друг от друга. А сокращение дистанции вызывает у синиц агрессию на уровне инстинкта самосохранения.
Кроме того, в шуме десятков голосов можно проступить тревожные знаки, например приближение хищника или иной угрозы. Синицы ведут себя тихо, намного тише и осторожнее воробьев. Так что вынужденное соседство с ними синиц ох как раздражает.