Найти тему

Волевое и полевое поведение - инициатива и вина

Начну цикл статей о развитии ребенка на основе научной периодизации развития, которой сейчас пользуются все детские психологи. Хочу обозначить крайне важные моменты, с которыми мы постоянно сталкиваемся с доверителями и которые, как мне кажется, легче решаются, если понимаешь суть проблемы и её "корни".

И сегодня хочу взять не сразу всю периодизацию развития, а один маленький, но очень важный период от 1 года до 3-х лет. В этот период в психике происходит выбор между 2-мя возможными путями развития:

инициатива / вина

То есть выбором пути развития между

  • инициативой и волевым поведением,

или

  • чувством вины за свою инициативу и безволием (или вечной скрытой борьбой с тем, кто навязывает чувство вины за свою инициативу).

Сразу покажу на примере, чтобы было понятнее о чем речь.

На примере общения слоненка со своей мамой. Видео я разместила в нашей группе KgMinus.ru Вконтакте (vk.com/kgminus_ru), а здесь опишу основные моменты.

На записи общения животных легче рассказывать, потому что их поведение "не испорчено" мнениями о "хорошей и плохой" маме )) Наблюдение за естественным взаимодействием помогает отвлечься от оценочного мусора и сосредоточиться на главном.

Слоненок бегает за птицами :-)

Бегает очень увлеченно :-) Не скоординировал движения и упал!

-2

Упал - и тут же побежал к маме, а она пошла к нему.

-3

Почему мама сразу пошла к слоненку?

Потому что внимание было на ребенке! Она хоть и стоит в стороне, но на записи хорошо видно, как каждое действие слоненка фиксируется мамой.

На любую проблему - она тут же поворачивает голову к нему.

Ранее, за 5 секунд до падения, была другая ситуация, в которой мама поворачивает к ребенку голову в тот момент, когда он слегка покачнулся.

Ещё не упал! А только немного потерял равновесие.

Он СПРАВИЛСЯ САМ, но мама контролирует, ВИДИТ этот момент.
-4

-----

Здесь отмечу, что усталость мамы - это не усталость ухода за ребенком (покормить, переодеть и т.д.), как может показаться внешнему наблюдателю. Это усталость такого вот постоянного фонового контроля. Контроля, который является ВНИМАНИЕМ - я тебя ВИЖУ, но я не вмешиваюсь, если ты справляешься САМ.

Хотя, конечно, решение бытовых вопросов, и уборка, и кормежка, и прочее тоже отнимают силы. Но силы физические! Которые намного легче восстанавливаются, потому что можно полежать и отдохнуть.

А постоянное внимание к ребенку - это силы психические, которые не успевают восстанавливаться, потому что отдыха от этой нагрузки нет.

-----

Итак, отношения мамы и ребенка в возрасте от 1 до 3-х лет характеризуются важными особенностями, которые подробно описала М. И. Лисина.

-5
-6

Мая Ивановна изучала формы общения ребенка и взрослого, формы взаимодействия, которые необходимы для успешного развития.

Для возраста 1 - 3 года М.И. Лисина выделяет следующие ключевые особенности в поведении ребенка:

  • пытается привлечь ВНИМАНИЕ к своей деятельности;
  • ищет ОЦЕНКУ своих успехов;
  • обращается за ПОДДЕРЖКОЙ в случае неуспеха;
  • уклоняется от "чистой" ласки, с удовольствием принимая её как поощрение своих достижений.

Как видно из этого списка, ВНИМАНИЕ мамы нужно

  • как "подстраховка", как помощь в случае проблемы,
  • и как оценка успешности - а так ли я выполняю действие? или нужно что-то менять-корректировать? - и тогда мама помогает с корректировкой действия.
Внимание и помощь мамы нужны, чтобы мочь свободно экспериментировать с новыми видами деятельности,
чтобы мочь РАЗВИВАТЬСЯ в самом широком смысле этого слова.

И если воспитание очень жесткое,

если ребенку не позволяется практиковаться в самостоятельности по типу:

  • или НЕ бегай,
  • или упадешь - НЕ приходи,

то ребенок вынужден останавливать личную инициативу, вынужден слепо подчиняться взрослому, что блокирует развитие волевого поведения и разворачивает внимание

  • с внутренних процессов (я хочу, мне нравится, мне интересно, у меня получается, попробую ещё раз)
  • на внешние (чего там мама хочет, как бы её не расстроить, чтобы не вызвать гнев на себя и угрозу отвержения).

Так нарушается выстраивание контакта с самим собой, нарушается понимание своих чувств и желаний, нет основы для тренировки волевого поведения (потому что волевое поведение движимо моими целями и желаниями, а тут их запретили).

Много проблем возникает! Которые потом, во взрослом возрасте этого выросшего ребенка, очень тяжело решать.

Все это очень подробно рассказываю в курсе "7 шагов к стройности" на нашем сайте KgMinus.ru.

А относительно похудения и следования своим целям подчеркну,

что именно здесь, именно на этом этапе развития (от 1 года до 3-х лет), идет переход от "полевого" поведения на "волевое".

  • ПОЛЕВОЕ поведение - что попало в поле зрения, то меня и привлекает:

лежат конфеты на столе - надо схватить - я подчиняюсь внешним обстоятельствам, я полностью завишу от внешних обстоятельств (нет меня в реальности, самореализация в фантазиях - магическое мышление ребенка).

  • ВОЛЕВОЕ поведение - я руководствуюсь внутренними целями, СВОИМИ целями, и организую обстоятельства жизни так, чтобы реализовывать СВОИ цели:

не покупаю конфеты, если планирую сократить потребление сладкого; убираю конфеты в дальний ящик, если их покупают другие члены семьи; подбираю себе особые сладости с большим содержанием белка, если не могу без сладостей; вписываю съеденный шоколад в допустимый калораж рациона и т.д. (МНОГО вариантов!) - я ОРГАНИЗУЮ внешние обстоятельства в соответствии со СВОИМИ целями и реальными ограничениями жизни (четкое различение того, что зависит от меня, изменяемо от того, что нельзя изменить, - принцип реальности, принцип мышления взрослого человека).

Автор: Кочеткова Наталья, научный психолог (очное обучение в МГУ по направлениям клиническая психология, нейропсихология), нутрициолог, разработчик калькуляторов питания по стандарту Института питания РАМН и калькулятора расхода калорий по стандарту ВОЗ (бесплатные калькуляторы KgMinus.ru), владелец соцсети KgMinus.ru.