Найти тему

Занятия с логопедом: какие они? Роль родителя на логопедическом занятии

Оглавление

Регулярно на занятия приходят родители и ребята, чтобы вместе совершенствовать речевые навыки. Это основная цель наших занятий, но вот средства в ее достижении могут быть различными.

Критерии хорошего логопедического занятия

На мой взгляд, хорошие занятия похожи следующим:

  1. Начинаются с диагностики. Мы знакомимся с ребенком и составляем картину его речевого развития, уточняем жалобы родителей. На основании проведенной диагностики беседуем с родителями и вместе формируем картину актуального уровня развития.
  2. Идут по плану. На основании диагностики формируется маршрут, своего рода целевой план занятий, с которым знакомы родители, ведь они – основные помощники в работе.
  3. Комфортны для ребенка. Идти по маршруту можно разными путями. Самое важное, чтобы на занятии поддерживался достаточный уровень заинтересованности и включенности. Конечно, в дошкольном возрасте все занятия похожи на игру и ей являются для ребенка.
  4. Выдерживают структуру и мобильны. В занятии важно соблюдать важные части, без которых работа не может строиться. Например, если занятие посвящено работе над звуками, оно непременно включает упражнения для развития артикуляции и дыхания и т.д. Но вместе с тем, занятие мобильно и динамично – в нем много движений, а не только упражнения за столом с зеркалом.
  5. Включают работу родителя. Чтобы быть эффективными, важно после каждого проведенного занятия беседовать с родителями, делиться успехами ребенка и возникающими трудностями. Для достижения результатов обязательно стоит давать задание домой в формате, который был выбран с родителями.

Роль родителя на занятии

Несмотря на то, что главным действующим лицом занятия является ребенок, роль родителя на занятии также может быть огромной.

В своей практике я придерживаюсь правила, что на первой встрече, которая часто носит диагностический характер, присутствие родителя очень важно. Почему?

  • Во-первых, он гарантирует своим присутствием безопасность. Ребенок оказался в новом для себя месте, с новым человеком, ему требуется время для адаптации, которая может пройти быстрее в присутствии родителя.
  • Во-вторых, такой формат поможет в процессе взаимодействия с ребенком давать какие-то пояснения и задавать уточняющие вопросы, быстро получая ответы на них.
  • В-третьих, это возможность для родителя пронаблюдать, как строится занятие, увидеть сильные стороны и точки роста ребенка в речевом и других компонентах развития.
-2

Как понять, нужно ли присутствие родителя на занятии

Но всегда ли важно присутствовать родителю на занятии? Что влияет на это решение? Такие вопросы, безусловно, требуют индивидуального решения в каждой конкретной ситуации. Но на следующие положения можно опираться при принятии решения:

  • Влияет ли присутствие родителя на поведение ребенка на занятии? Многие дети могут отвлекаться на присутствующего взрослого, а еще постепенно подключать ролевые модели, которые работают дома. Тогда занятие частично теряет свою эффективность.
  • Какова цель присутствия родителя? Занятие – это эффективный способ научиться интересным приемам для речевого развития ребенка, которые затем можно повторять дома. Если родитель решает, что он присутствует как регулятор поведения – это не лучшая стратегия, ведь на занятии первично стоится взаимодействие между ребенком и педагогом, где второй должен занять авторитетную позицию.
  • Как родитель реагирует на те или иные аспекты занятия? Некоторым детям очень нужна поддержка. В таких случаях родитель, дающий ее, закрепляет результаты занятия. Но если родитель принимает решения ругать или высмеивать ребенка (да, такое тоже бывает), лучше ограничить его присутствие.
  • Родитель просто хочет посмотреть? Иногда бывает трудно объяснить, что, когда на занятии с ребенком мы играем, он учится. Поэтому родитель решает присутствовать, чтобы в этом убедиться. Если при этом это единственная цель, по каждому занятию можно договориться давать отчет, например, поясняя задачи, выполняемые с ребенком или даже отправляя небольшие видео-фрагменты занятия.

В любом из возможных вариантов окончательное решение важно принимать вместе с родителем, взвешивая его потенциальную пользу для развития ребенка.

Заключительные мысли

В своей работе я придерживаюсь именно этих аспектов. Когда все происходит так, можно получить два следующих комментария:

  • «Я не думала, что здесь будет так интересно, как в игровой комнате»
  • «Спасибо, вы все очень подробно объяснили. Начинаем работать вместе»

#логопед #логопед_саратов #детский_логопед #постановка_звуков #запуск_речи #логопедические_занятия #дети_и_родители #logo_sparrow