Девяностые, как известно, время, когда «все бегали абсолютно голые, электричества не было нигде, только драки за джинсы с кока-колою». А если серьёзно – это была опасная, но в то же время ностальгическая эпоха, которая для многих наших читателей пришлась на детство или юность. Лихие годы, прошедшие под песни «Nautilus Pompilius» и «Ласковый май», принесли стране дикий капитализм, а вместе с ним – товары, которые прежде были недоступны. Быстро богатеющим нуворишам нужны были статусные вещи. И машины, конечно же, были неотъемлемой частью стиля того времени. Ведь какой крутой пацан без тачки под стать? Мы предлагаем пуститься по волнам памяти и вспомнить пять культовых автомобилей 90-х.
Mercedes-Benz S600 W140
Он же мерин, он же кабан
Знаменитый Mercedes, особенно любимый в России 90-х, представили на Женевском автосалоне в 1991 году. Автомобиль вышел поистине шикарным, цена на него стартовала от 100 000 долларов. Для сравнения, автовазовская «девятка» по тем временам обходилась в 4 тысячи «грина».
Под капотом Mercedes-Benz S600 разместили 12-цилиндровый двигатель V12 мощностью около 400 лошадиных сил, который разгонял машину до 280 км/ч. Снаружи авто выглядело брутально и массивно, из-за чего в народе S600 получил прозвище «кабан». Внутри машина была отделана, как говорится, на все деньги. Кожаные сидения с подогревом и элетрорегулировкой, подогрев руля и зеркал, парктроники, климат-контроль. Кажется, что мы читаем описание современной машины, а не транспорта образца начала 90-х. В топовой комплектации Mercedes-Benz S600 был оборудован даже телефоном!
Надёжный, технологичный и комфортный автомобиль был буквально создан для того, чтобы возить первых лиц государств, бизнесменов и банкиров. В России S600 стал статусной машиной для олигархов и верхушки криминального мира. Журналисты той эпохи шутили, что 140-ых «меринов» по Москве ездит больше, чем во всей Германии.
Toyota Land Cruiser 80
Он же кукурузник, он же крузак
Toyota Land Cruiser – настоящий хит японского бренда, который на момент выхода 80-ки существовал уже 5 поколений. Land Cruiser 80 выпускался с 1989 по 1997 год. Из массивного армейского внедорожника, который дебютировал в 50-е, Land Cruiser превратился в куда более комфортный и удобный вариант для пассажиров. Его менее квадратный покатый экстерьер завоевал любовь многих фанатов марки последнего десятилетия 20 века.
Главной задачей инженеров Toyota было совмещение внедорожных качеств автомобиля и доступной роскоши. Ведь утилитарность утилитарностью, а в новом тысячелетии запросы клиентов растут так же, как и их покупательская способность. Кроме того, это был первый Land Cruiser, получивший трансмиссию с постоянным полным приводом с дифференциалом в раздаточной коробке. Потому что удивлять давних приверженцев модели тоже было чем-то нужно.
Toyota Land Cruiser 80 комплектовался разными двигателями. На первых экземплярах из 1989-го стояли 4,0-литровые 3F-E мощностью 155 лошадиных сил. На смену им пришли 6-цилиндровые 24-клапанные моторы 1FZ-FE объёмом 4,5 литра и мощностью уже впечатляющие 215 лошадиных сил.
В России 90-х «Крузак» ценили за современность, проходимость и настоящую японскую неубиваемость – авто не была страшна ни суровая зима Сибири, ни бездорожье средней полосы.
BMW 5 E34
Он же бумер, он же Боевая Машина Вымогателя
Легендарная «пятёрка» BMW в запоминающемся 34-м кузове выпускалась с 1988 по 1996 годы. Для многих в суровые 90-е эта машина стала настоящей рабочей лошадкой (смотри наш подзаголовок), а для других – несбыточной мечтой. На BMW 5 устанавливали самые разные двигатели. Можно было встретить модификации с четырёхцилиндровым мотором объемом 1,8 литра (мощностью 111 л.с), и с легендарными рядными «шестёрками» семейства M50. Особенно прославилась модификация 525i мощностью до 189 лошадиных сил.
Даже базовая комплектация легендарного «бумера» могла похвастаться богатством отделки. Тому, кто в 90-е смог добыть вожделенный седан и пригнать его из Германии, были доступны бортовой компьютер, кондиционер, подушка безопасности, кассетная магнитола, радио и простенький тканевый салон. В люксовом варианте – знаменитая отделка под дерево, кожаные сидения и люк с электроприводом.
На съёмках любого фильма или сериала о 90-х в кадре обязательно нет-нет да мелькнёт какая-то модель BMW, ведь без знаменитых «баварцев» представить эту эпоху просто невозможно. BMW 5 в кузове E34 приняла участие в фильмах «Жмурки», «Ворошиловский стрелок» и по недосмотру нечаянно засветилась в сериале «Бригада».
Jeep Grand Cherokee
Он же чирок, он же широкий
В отличие от других автомобилей в нашем списке, Jeep Grand Cherokee в 90-е только появился. До тех пор подобной модели не существовало. Можно считать «широкого» преемником классических Grand Wagoneer, последний из которых сошёл с конвейера в 1991-ом. Grand Cherokee ворвался на рынок в 1992 году на волне повышения интереса к off-road. Американский дизайнер Ларри Шинода наградил внедорожник маскулинными рубленными формами, которые внушали уважение на дороге.
Первая версия Jeep Grand Cherokee называлась ZJ и поставлялась с задним или полным приводом и бензиновыми двигателями V6 на 4 литра или V8 на 5,9 литров. Трансмиссия предлагалась на выбор — механическая или автоматическая. Jeep Grand Cherokee имел интегрированную раму с балками мостов спереди и сзади. А также в разных модификациях комплектовался всевозможными полноприводными трансмиссиями (Command-Trac, Selec-Trac и Quadra-Trac).
Jeep Grand Cherokee стал классической машиной криминалитета в России 90-ых. Автомобиль ценили за брутальный внешний вид, который добавлял понтов его пассажирам. И, разумеется, за проходимость, которая выручала в преодолении ям и выбоин на дорогах того времени.
Mitsubishi Pajero II
Он же мицуха, он же паджерик
Этот внедорожный «японец» завершает наш рассказ о культовых автомобилях из 90-х. Его вторая версия появилась на рынке в 1991 году и сразу завоевала любовь публики. Всё благодаря обновлённому внешнему виду и инновационной раздаточной коробке Super Select 4WD с четырьмя режимами привода, понижающей передачей, блокируемыми задним и симметричным межосевым дифференциалами. Коробка Super Select 4WD помогала снизить расход горючего – кто бы отказался от такого в экономически нестабильные 90-е?
Во втором поколении Mitsubishi Pajero появились 3-литровые моторы V6 с системой SOHS. Самой популярной была версия объёмом 3.5 литра и мощностью 208 лошадиных сил. Как и остальных японцев, Pajero ценили за надёжность и качество, а также комфорт передвижений по бездорожью.
Расскажите нам в комментариях, каким культовым авто из 90-х владели вы, ваши близкие или друзья? О какой машине вы мечтали и сумели ли осуществить свою мечту в те времена или позже?