1. Словарная работа. На доске поток букв, среди которых спрятались словарные слова. Их нужно найти и выделить.
ъэвагонхжюваленкиздьверблюдщлтветершоивокзалгрмгазетадуарйгеройваомрворобейнпсворонаеачвоскресеньеквчвостокуыявторникйфгородщарифуогорох
Дети выделяют словарные слова: вагон, валенки, верблюд, ветер, вокзал, газета, герой, воробей, ворона, воскресенье, восток, вторник, город, горох.
Один из учащихся диктует на выбор 10 словарных слов из этого списка. Проводится взаимопроверка.
2. Объяснение новой темы.
Упр.419. Прочитайте два текста. О чем говорится в первом тексте? (о ели). Во втором тексте? (о ёлке). Чем различаются эти слова по смыслу? (ель больше ёлки). К какому склонению относятся эти существительные? (ель - 3 скл., ёлка - 1 скл.)
Просклоняйте эти существительные в Родительном, Дательном и Предложном падежах.
1 скл. 3 скл.
И.п. Ёлка Ель
Р.п. ёлки ели
Д.п. ёлке ели
П.п. о ёлке о ели
- В каком падеже окончания 1 и 3 склонений совпадают? (в родительном)
- В каких падежах окончания различаются? (в дательном и предложном)
Прочитайте правило на стр. 108. Сделаем памятку:
1 скл. 3 скл.
Р.п. -и -и
Д.п. -е -и
П.п. -е -и
3. Отработка новой темы. Упр.420, 421.
Просклонять существительные также, как в предыдущем упражнении.
Для ускорения процесса работы детям можно распечатать готовые таблицы:
1 скл. 3 скл. 1 скл. 3 скл. 1 скл. 3 скл.
И.п. Печка Печь Ветка Ветвь Лошадка Лошадь
Р.п.
Д.п.
П.п.
После проверки окончаний существительных дети выбирают три слова и составляют предложения в родительном, дательном и предложном падежах.
4. Подведение итогов. Домашнее задание.
- Сегодня мы учились писать окончания существительных 1 и 3 склонения в Р., Д. и П. падежах. Дома вам придется воспользоваться этим умением при выполнении упр. 422.