Нива - та еще старушка среди автомобилей АвтоВАЗа! Ведь этот знаменитый внедорожник выпускают уже чуть ли не 50 лет. За это время многое изменилось. А Ниву будто время остановило. То же культовое трёхдверное каре, та же проходимость, которой многие современные кроссоверы могут позавидовать. Кое-какие обновления, конечно, были: подушка безопасности для водителя, "электрики" на стёклах, да и салон стал поуютнее. Но всё равно Нива осталась "советской" машиной по духу.
С одной стороны, это радует настоящих ценителей бренда. В море современных компьютеризированных машин Нива - как ретро-пережиток СССР на колёсах. И фанаты марки это очень ценят. Но с другой стороны, встаёт вопрос: а сможет ли Нива без изменений оставаться конкурентоспособной ещё много лет? Хотелось бы верить, но сомнения по этому поводу, прямо скажем, имеются. И у поклонников марки, и у самого АвтоВАЗа.
Попытки обновления Нивы
Нива, конечно, не раз пытались осовременить. Когда АвтоВАЗом рулил французский Renault, казалось, пришло время перезагрузки легендарного внедорожника. Были грандиозные планы перевести Ниву на платформу нового Dacia Duster, тем самым начав её кардинальную модернизацию.
Однако дальше разговоров и красивых макетов дело так и не пошло. Макет Lada Niva Vision, который Renault выкатывал на выставках с надеждой смотрелся, но практического воплощения так и не дождался. Когда же в Европе представили новый Dacia Duster - автомобиль, который планировалось продавать у нас под брендом Renault, он не впечатлил нашу публику. Слишком уж современный и гладкий дизайн, непохожий на классические линии родной Нивы. Да и ценник у новинки не из бюджетных. В общем, перезагрузка Нивы от французов не заладилась.
Планы АвтоВАЗа по модернизации
Но и без французов у АвтоВАЗа возникли амбициозные планы осовременить легендарную Ниву. Громче всех заявила о себе идея создания "спортивной" версии культового внедорожника. Предполагалось, что под капот трехдверки поставят новый 122-сильный мотор, которым оснащают Весту и Гранту. Звучит заманчиво - форсированный мотор в легендарном каре Нивы! Однако на деле получилась обычная маркетинговая уловка. Ни о каком спорте с такой мощностью не могло быть и речи. Да и планы эти откладывались сначала на 2023й, потом на 2024й. Не исключено, что и дальше будут сдвигать сроки.
Кроме того, появилась идея начать ставить на Ниву практически весь спектр современных моторов АвтоВАЗа - от 90-сильных до упомянутых 122-сильных. Видимо, раз кардинально обновить машину возможности нет, решили хотя бы так разнообразить предложение для покупателей.
Ещё одним реинкарнационным воплощением культовой Нивы стала модель Niva Travel. По сути, это тот же проверенный внедорожник, только после небольшого косметического тюнинга. Дизайн немного подчистили, добавили модные пластиковые накладки. Внутри же без изменений - тот же салон, та же отечественная атмосфера.
Не удивительно, что вскоре в АвтоВАЗе решили и с технической начинкой Niva Travel поработать. В планах - новый мотор - 1,8 литра, пусть и всего 90 сил, зато с хорошей тягой. Говорят, будет работать, как дизель, только бензином. Ещё обещают унифицировать подвески с классической трёхдверной Нивой. Ну а к 2026-му, быть может, даже салон обновят и светодиодные фары поставят. Хотя с осуществлением этих амбициозных планов я бы пока не торопился.
Текущее состояние Нив
Несмотря на большие планы с омоложением, Нива в нынешнем исполнении выглядит устаревшей. Даже на фоне привычных недостатков отечественного автопрома вроде морально устаревшей электроники или жесткой пластиковой отделки. Отдельный разговор - безопасность. Про подушки безопасности для пассажиров водители Нив уже, похоже, и не мечтают.
Что же предлагается взамен столь необходимых сейчас систем безопасности? Эксклюзивные кожаные сиденья за 120 тысяч рублей! Причем сделаны они неплохо, кожа мягкая, приятная. Только вот насколько она практична в условиях сурового российского климата и бездорожья - большой вопрос.
Есть и другие "фишки" в духе дорогостоящих опций премиум-брендов. Камера заднего вида с датчиками парковки для Нивы обойдётся аж в 76 тысяч рублей! При том, что сама базовая Нива стоит от 1,2 миллиона. Получается, эти полезные, но далеко не роскошные опции предлагают установить за цену, сопоставимую со стоимостью б/у автомобиля. Даже с учётом культового премиум-статуса Нивы - явный перебор!
Так что приходится покупателю брать, что дают, если он хочет современные опции в легендарном внедорожнике.
Выводы
Подводя итоги, можно констатировать: Нива и впрямь уникальный автомобиль. За десятилетия выпуска она успела стать по-настоящему культовой, легендарной моделью для целого поколения. И в наше время, когда все автопроизводители гонятся за современными технологиями, экологичностью и компьютеризацией, Нива сохраняет удивительную самобытность.
Однако время неумолимо. И пока АвтоВАЗ пытается реанимировать советские традиции, мировой автопром уходит далеко вперёд. Долго ли ещё сможет Нива конкурировать на рынке, оставаясь верной ретро-стилистике и не меняя базовой конструкции уже несколько десятилетий? Вопрос непростой. Хочется верить, что благодаря уникальному имиджу, Нива продержится ещё не один год. Но для этого АвтоВАЗу придётся постараться в плане оптимизации цены и качества. Иначе, увы, ностальгия по прошлому не спасёт от проигрыша в конкурентной гонке будущего.