Задачи: закреплять знания старших дошкольников о школьных принадлежностях. Обогащать предметный словарь по школьной тематике (принадлежности, мебель, помещения). Развивать логическое мышление и его операционную сторону в процессе классификации предметов.
Материал: предметные картинки с изображением фруктов, овощей, посуды, школьных принадлежностей и школы; серия картинок «Рабочий день школьника».
Ход проведения познавательного занятия
Воспитатель предлагает детям решить кроссворд.
— Если вы правильно отгадаете загадки и впишете слова по горизонтали, то по вертикали мы прочитаем тему наших игр.
Палочка волшебная есть у меня,
Все, что захочу, построит мне она!
На листе бумаги будет дом и самолет,
Каменная башня и белый пароход! (Карандаш.)
Не куст, а с листочками,
Не рубаха, а сшита.
Не человек, а рассказывает. (Книга.)
Новый дом несу в руке,
Дверца дома на замке.
Тут жильцы бумажные,
Все ужасно важные. (Портфель.)
Белый камушек растаял,
На доске следы оставил. (Мел.)
То я в клетку,
То в линейку,
Написать по ним сумей-ка,
Можешь м нарисовать…
Что такое я? (Тетрадь.)
— Какое слово получилось у нас по вертикали? (Школа.)
— Что делают дети в школе? (Учатся читать, писать, считать.)
Игра «Угадай-ка»
Дети становятся спиной к педагогу. Взрослый вынимает по одному предмету из портфеля, кратко и точно формулирует его назначение. Дети должны отгадать этот предмет. Кто первый назовет его, тому этот предмет вручается.
— Этот предмет нужен для письма чернилами (перьевая ручка),
... для записи нот (нотная тетрадь),
... для хранения письменных принадлежностей (пенал);
... для четкого измерения длины (линейка).
Когда все предметы розданы, дети делятся на две команды: «Ученики» и «Малыши».
— Обычно в семье, где один из детей учится в школе, а другие дети еще малы, ученику приходится прятать свои вещи от любопытных малышей, чтобы те не порвали тетрадь, не сломали ручки и не погрызли карандаши...
Сейчас наша команда «Учеников» попытается «спрятать» свои предметы. Команда «Малышей» по сигналу должна будет за 1 минуту найти все эти предметы и собрать в портфель.
Если «Малыши» успевают выполнить задание, то они переводятся в разряд «Учеников». Если нет, то игру можно повторить.
— Разделимся на две команды: «Единичка» и «Множество». По очереди один из участников каждой команды называет школьные принадлежности в форме числа, соответствующего его команде (единственного или множественного): линейка — цветные карандаши — тетрадь — фломастеры и т. д.
Речевая игра с мячом «Укрась слово»
Дети становятся в круг, а воспитатель водит в центре с мячом. Он называет предмет и бросает мяч одному из детей. Ребенок, поймавший мяч, должен подобрать к названному слову определение и вернуть мяч воспитателю.