Взбодримся. Пройдем небольшой тест на эрудицию. Итак, блиц-опрос.
- Какой самый большой остров в Средиземном море?
- Назовите хотя бы одну реку в Великобритании – помимо Темзы?
- Когда, хотя бы в каком веке, в России, была напечатана первая книга?
Если быстро задавать подобные вопросы человеку – проверял на себе – внутри возникает какое-то неприятное ощущение. Чувство собственной ограниченности.
Подобные эксперименты проводили Штейнметц и Амбайл. Одного из участников случайным образом назначали отвечающим, другого – наблюдателем, третьего – спрашивающим. И просили выбрать из подготовленного списка вопросы посложнее.
В результате все участники пришли к выводу, что те, кто спрашивал и вправду более эрудированны, чем те, кто отвечал.
Мы не задумываемся, что задающий вопросы уже обладает преимуществом. Просто в силу своей роли. Ведь он может подготовиться, выбрать, о чем спросить – и именно поэтому представляется более осведомленным.
В реальной жизни вопросы обычно задают начальники, преподаватели, HR при приеме на работу. И часто они переоценивают собственное знание предмета. Думают, что разбираются в проблеме лучше нас.
Хуже того, мы и сами начинаем высоко оценивать умственные способности спрашивающего, в сравнении с собой. Хотя если бы вопросы задавали мы – ситуация была бы обратной.
Заблуждение развеивается с ростом социального статуса. Встав на одну карьерную ступеньку с бывшим начальником, убеждаемся - не настолько уж он и проницателен.
Ну а пока - задавайте иногда вопросы, на которые знаете ответ. Используйте Силу Задающего Вопросы.
(Для самых любопытных: Сицилия; допустим - Эйвон (Стратфорд-на-Эйвоне - родина Шекспира). Ну и в 16 веке. Точнее – ровно 460 лет назад, 11 марта 1564 года в Москве Федоровым и Мстиславцем был напечатан «Апостол»)
© Николай Молчанов - кандидат психологических наук, выпускник МГУ и INSEAD, колумнист Psychologies и РБК.
Мои книги "Человек покупающий и продающий", "Стратегия вверх тормашками" жюри PricewaterhouseCoopers признало лучшими деловыми книгами России в 2022 г. и 2020 г.
Веду блог "Психология Маркетинга" о поведенческой психологии в Telegram.. На пальцах объясняю самые крутые штуки о психологии, ловушках мышления и техниках манипуляции. 180 000+ подписчиков уже в курсе.
Не упусти шанс изменить свою судьбу. Подписывайся, пригодится