Найти в Дзене
Svetlana Astrikova "Кофе фея"

Александра Федоровна, Шарлотта Луиза Прусская, императрица. История в портретах и стихах. Маленькое эссе.( История оды Ф. Достоевского)

…Я ее не романтизирую. Она и, вправду, была капризна, расточительна, и в сорок лет с лишком могла разыграть из себя ребенка, восторженную особу, бросаясь на шею мужу. Иногда общество над нею смеялось, иногда - жалело... Но никто не задумывался, что она перенесла тринадцать беременностей, родила несколько мертвых детей, похоронила взрослую дочь вместе с нерожденным внуком... Пережила восстание декабристов, стойко перенесла ссылку и смерть своего возлюбленного, князя Трубецкого, об этом вообще мало кому известно. Князь Трубецкой Александр Васильевич был сослан на Кавказ, умер в ссылке. Больше императрица открыто любить кого то - не осмеливалась… Милостями императрицы в России существовали детские приюты, институты благородных девиц, пансионы, больницы, родильные дома и дома инвалидов, библиотеки и театры. На ее пожертвования и при ее горячем участии основан был в Петербурге Александринский театр, названный в ее честь.... Императрица принимала горячее участие и в судьбе Михаила Лермонто

…Я ее не романтизирую. Она и, вправду, была капризна, расточительна, и в сорок лет с лишком могла разыграть из себя ребенка, восторженную особу, бросаясь на шею мужу. Иногда общество над нею смеялось, иногда - жалело... Но никто не задумывался, что она перенесла тринадцать беременностей, родила несколько мертвых детей, похоронила взрослую дочь вместе с нерожденным внуком...

Пережила восстание декабристов, стойко перенесла ссылку и смерть своего возлюбленного, князя Трубецкого, об этом вообще мало кому известно. Князь Трубецкой Александр Васильевич был сослан на Кавказ, умер в ссылке. Больше императрица открыто любить кого то - не осмеливалась…

-2
-3
-4
-5

Милостями императрицы в России существовали детские приюты, институты благородных девиц, пансионы, больницы, родильные дома и дома инвалидов, библиотеки и театры. На ее пожертвования и при ее горячем участии основан был в Петербурге Александринский театр, названный в ее честь....

Императрица принимала горячее участие и в судьбе Михаила Лермонтова. Именно по ее желанию непокорный поручик читал, присутствии Государыни, ее дочерей и наследника, поэму "Демон". Императрице был преподнесен беловой автограф поэмы... Лермонтов был очарован сердечностью приема и удивлен тем интересом, что проявили к мятежному тексту императорские особы. Он думал, что встретит полное непонимание.

Государыня, потрясенная гибелью мятежного поэта, на некоторое время погрузилась в траур. Усилиями ее самой и ее дочери, в. к. Марии Николаевны, было осуществлено первое издание сочинений Лермонтова и собраны в тщательно описанную коллекцию, архив, его рисунки. ...

После 1825 года Александра Федоровна всегда жила в тревоге и беспокойстве, почти неотступно умоляя государя о благодеяниях «Сиятельным каторжникам» в Сибири. Она выплачивала пенсионы вдове и дочери К. Рылеева, семье Пестеля - из своих личных средств.

Достоевский, омский каторжанин, пославший на имя императрицы торжественную оду в стихах ко дню ее рождения 1 июля 1855 года, получил смягчение приговора и был пожалован в унтер офицеры.

Стихи не печатались полностью никогда, их автограф сохранился лишь в провинциальном музее, но есть в оде в духе Державина и Ломоносова такие пронзительные строки:

Ты вспомни, чем была для нас, когда он жил!

Быть может, без тебя он не был бы, чем был!

Он с юных лет твое испытывал влиянье;

Как ангел божий, ты была всегда при нем;

Вся жизнь ого твоим озарена сияньем,

Озлащена любви божественным лучом.

Ты сердцем с ним сжилась, то было сердце друга...

И кто же знал его, как ты, его супруга?

И мог ли кто, как ты, в груди его читать,

Как ты, его любить, как ты, его понять?

Стихи, быть может, и несовершенные – встретили неприятие в прогрессивных кругах, насмешку военного губернатора Гасфорта, Некрасов написал на них едкую пародию,- но Достоевский все же стал унтер – офицером, а после получения чина прапорщика имел право выйти в отставку.

Ее Величество и сама писала откровенные, исповедальные письма подругам и В. А. Жуковскому, учителю сына – цесаревича, вела пространные дневники, и в них откровенно писала о страхе очередной беременности, и о ночах любви с обожаемым Никсом, и о боли душевной и слезах - при известии об очередной измене супруга. О характерах детей и об их проказах. О воспитанницах институтов и пансионов, чем то привлекших ее внимание-талантами или успехами в учебе или же - музыкальными способностями… О последней встрече с Ф. Тютчевым, посвятившем ей такие великолепные по образности и внутренней музыкальности и свежести стихи:

Я зналъ ее еще тогда,

Въ тѣ баснословные года,

Какъ передъ утреннимъ лучомъ

Первоначальныхъ дней звѣзда

5 Ужъ тонетъ въ небѣ голубомъ.

И все еще была она

Той свѣжей прелести полна,

Той доразсвѣтной темноты,

Какъ бы незрима, неслышна,

Роса ложилась на цвѣты.

И жизнь ея тогда была

Такъ совершенна, такъ цѣла,

И такъ средѣ земной чужда,

Что, мнится, и она зашла,

А не погибла,—какъ звѣзда.

Таинственная звездность, пленительная романтичность, изысканная хрупкость Государыни воплощена многими художниками: Кристиной Робертсон, Ипполитом Робийяром, Франсуа Винтерхальтером и даже фотографом С. Д Левицким.

Императрица Александра Федоровна в последние годы жизни. Фото С. Д. Левицкого.
Императрица Александра Федоровна в последние годы жизни. Фото С. Д. Левицкого.

Карл Брюллов на своем неоконченном этюде портрета Александры Федоровны сумел передать ее величие, статность, тонкость черт и романтичность.

Николай Первый и его супруга.  Портрет Александры Федоровны исполнен К. Брюлловым.
Николай Первый и его супруга. Портрет Александры Федоровны исполнен К. Брюлловым.

Портрет был решен в той же палитре(цвете) и в том же стиле, что и знаменитое полотно «Всадница», а фигура напоминает позы античных статуй и героев знаменитой Помпеи. Портрет совсем не содержит сухости и неприятия, о которых так любят писать некоторые мемуаристы и современные критики от искусства. Просто он остался неоконченным.

Быть может, из -за нетерпеливости и отвлеченности художника, из за его отъезда за границу, из -за очередной болезни Государыни, - причин тому много!

Многие портреты Александры Федоровны таят в себе свою собственную историю – провенанс, - загадочный и блестящий, прелестный и манкий…

А это значит, что можно говорить о продлении и ее собственной Судьбы и Жизни в веках, вне времени…