…Я ее не романтизирую. Она и, вправду, была капризна, расточительна, и в сорок лет с лишком могла разыграть из себя ребенка, восторженную особу, бросаясь на шею мужу. Иногда общество над нею смеялось, иногда - жалело... Но никто не задумывался, что она перенесла тринадцать беременностей, родила несколько мертвых детей, похоронила взрослую дочь вместе с нерожденным внуком...
Пережила восстание декабристов, стойко перенесла ссылку и смерть своего возлюбленного, князя Трубецкого, об этом вообще мало кому известно. Князь Трубецкой Александр Васильевич был сослан на Кавказ, умер в ссылке. Больше императрица открыто любить кого то - не осмеливалась…
Милостями императрицы в России существовали детские приюты, институты благородных девиц, пансионы, больницы, родильные дома и дома инвалидов, библиотеки и театры. На ее пожертвования и при ее горячем участии основан был в Петербурге Александринский театр, названный в ее честь....
Императрица принимала горячее участие и в судьбе Михаила Лермонтова. Именно по ее желанию непокорный поручик читал, присутствии Государыни, ее дочерей и наследника, поэму "Демон". Императрице был преподнесен беловой автограф поэмы... Лермонтов был очарован сердечностью приема и удивлен тем интересом, что проявили к мятежному тексту императорские особы. Он думал, что встретит полное непонимание.
Государыня, потрясенная гибелью мятежного поэта, на некоторое время погрузилась в траур. Усилиями ее самой и ее дочери, в. к. Марии Николаевны, было осуществлено первое издание сочинений Лермонтова и собраны в тщательно описанную коллекцию, архив, его рисунки. ...
После 1825 года Александра Федоровна всегда жила в тревоге и беспокойстве, почти неотступно умоляя государя о благодеяниях «Сиятельным каторжникам» в Сибири. Она выплачивала пенсионы вдове и дочери К. Рылеева, семье Пестеля - из своих личных средств.
Достоевский, омский каторжанин, пославший на имя императрицы торжественную оду в стихах ко дню ее рождения 1 июля 1855 года, получил смягчение приговора и был пожалован в унтер офицеры.
Стихи не печатались полностью никогда, их автограф сохранился лишь в провинциальном музее, но есть в оде в духе Державина и Ломоносова такие пронзительные строки:
Ты вспомни, чем была для нас, когда он жил!
Быть может, без тебя он не был бы, чем был!
Он с юных лет твое испытывал влиянье;
Как ангел божий, ты была всегда при нем;
Вся жизнь ого твоим озарена сияньем,
Озлащена любви божественным лучом.
Ты сердцем с ним сжилась, то было сердце друга...
И кто же знал его, как ты, его супруга?
И мог ли кто, как ты, в груди его читать,
Как ты, его любить, как ты, его понять?
Стихи, быть может, и несовершенные – встретили неприятие в прогрессивных кругах, насмешку военного губернатора Гасфорта, Некрасов написал на них едкую пародию,- но Достоевский все же стал унтер – офицером, а после получения чина прапорщика имел право выйти в отставку.
Ее Величество и сама писала откровенные, исповедальные письма подругам и В. А. Жуковскому, учителю сына – цесаревича, вела пространные дневники, и в них откровенно писала о страхе очередной беременности, и о ночах любви с обожаемым Никсом, и о боли душевной и слезах - при известии об очередной измене супруга. О характерах детей и об их проказах. О воспитанницах институтов и пансионов, чем то привлекших ее внимание-талантами или успехами в учебе или же - музыкальными способностями… О последней встрече с Ф. Тютчевым, посвятившем ей такие великолепные по образности и внутренней музыкальности и свежести стихи:
Я зналъ ее еще тогда,
Въ тѣ баснословные года,
Какъ передъ утреннимъ лучомъ
Первоначальныхъ дней звѣзда
5 Ужъ тонетъ въ небѣ голубомъ.
И все еще была она
Той свѣжей прелести полна,
Той доразсвѣтной темноты,
Какъ бы незрима, неслышна,
Роса ложилась на цвѣты.
И жизнь ея тогда была
Такъ совершенна, такъ цѣла,
И такъ средѣ земной чужда,
Что, мнится, и она зашла,
А не погибла,—какъ звѣзда.
Таинственная звездность, пленительная романтичность, изысканная хрупкость Государыни воплощена многими художниками: Кристиной Робертсон, Ипполитом Робийяром, Франсуа Винтерхальтером и даже фотографом С. Д Левицким.
Карл Брюллов на своем неоконченном этюде портрета Александры Федоровны сумел передать ее величие, статность, тонкость черт и романтичность.
Портрет был решен в той же палитре(цвете) и в том же стиле, что и знаменитое полотно «Всадница», а фигура напоминает позы античных статуй и героев знаменитой Помпеи. Портрет совсем не содержит сухости и неприятия, о которых так любят писать некоторые мемуаристы и современные критики от искусства. Просто он остался неоконченным.
Быть может, из -за нетерпеливости и отвлеченности художника, из за его отъезда за границу, из -за очередной болезни Государыни, - причин тому много!
Многие портреты Александры Федоровны таят в себе свою собственную историю – провенанс, - загадочный и блестящий, прелестный и манкий…
А это значит, что можно говорить о продлении и ее собственной Судьбы и Жизни в веках, вне времени…