Наведение чистоты в доме приятно и полезно, но что делать, когда предстоит напряженная трудовая неделя, а единственный выходной хочется потратить на отдых и общение с семьей? Поручить уборку другим людям, нанять домработников или обратиться в клининговую компанию. Здесь возникает масса внутренних препятствий.
Из литературных примеров вспоминаются золотых дел мастера Лорилле из романа "Западня" Э. Золя, попросившие Жервезу осмотреть обувь перед выходом, не пристало ли к подошвам золото или что еще ценное. Посыл Золя о скупости хозяев и гнев Жервезы понятны. Но поставьте себя на место ювелиров. Хотели бы вы потерять случайно упавший фрагмент изделия или камень заказчика? Теперь представьте, каково жить знаменитостям, у которых любая заметка, упаковка или чек могут перекочевать из мусорного ведра в руки папарацци.
Поэтому интересно мне, как же поддерживают порядок у себя в домах известные музыканты и артисты?
Огромный особняк Фредди Меркьюри был заполнен антиквариатом и произведениями искусства со всего мира. От тысяч миниатюрных статуэток до крупных художественных полотен. К тому же в доме проживало несколько кошек. Стив Вай собрал в павильоне, построенном во дворе дома, тысячи гитар, там же репетирует и записывается. Домашняя студия Ханса Циммера, помимо дизайнерских решений, включает в себя сотни синтезаторов и звуковых приборов, объединенных сложной цепью. Сразу же возникает вопрос, кто моет там полы и очищает от пыли музыкальные инструменты, аппаратуру, предметы убранства?
Сколько внимания требуется, чтобы содержать такое количество предметов в порядке.
В кругу моих знакомых редко кто прибегает к клининговым услугам. Все музыканты, включая дирижеров и художественных руководителей, ведут быт самостоятельно или совместно с семьей. При плотном репетиционном, концертном и гастрольном графике домашние хлопоты отодвигаются на второй план. Разумеется, не все успевают по дому. Потом приходится наверстывать.
И вот я огляделся в своем жилище. Вроде генеральная уборка прошла совсем недавно, а предстоит снова потратить часов десять на восстановление порядка. Большая часть гитар хранится в чехлах, но пыль оседает на чехлах, стойках, скапливается под ними. У оставленного на день инструмента пыль отсвечивает между струнами. Принцип тети Фроси "Я шваброй раз-два" мало подходит. Перед тем как вымыть полы я внимательно осматриваю поверхность. То, что сверху выглядит соринкой, на поверку оказывается миниатюрным SMD-компонентом, винтиком из седла струнодержателя, фотоэлементом, частью модели или механизма. Хорошо если удается вовремя обнаружить. Однажды не заработал вход звуковой карты. Поискав вокруг я нашел на полу SMD-резистор и светодиод. Оба в пять раз меньше спичечной головки. И таких случаев множество. Проблема заключается в том, что в случае утраты не всегда купишь редкую запчасть и не всякую запись восстановишь по памяти.
Рукописи - нотные листы, тексты, заметки - отдельная стезя. Пишешь, потом выбираешь, что оставить. Иногда мысль приходит во время репетиции, сохраняется на любом обрывке бумаги. Отсеивание и складывание в портфель занимает еще час. Уходя на работу хватаешь текущие дела, а прочее на столах и пюпитрах ждет своего часа. Ну а в доме, где человек живет, - он еще и отдыхает, питается, уделяет время любимым хобби, держит личные вещи.
Даже не представляю, что было бы на вилле как у звезд. Наверное потребовался бы целый штат персонала, ежедневно проводящий уборку. Насколько комфортно я бы чувствовал себя в окружении людей, смахивающих пыль с предметов искусства и музыкальных инструментов? Могут ли знаменитости спокойно оставить на столе флешку или листок с нотами, текстом, зная о высокой конкуренции в мире шоу-бизнеса?
Я сам видел, как профессиональные клинеры успешно убирались в сильно загрязненных квартирах после маргиналов или же не очень успешно отпаривали девятиметровый занавес в концертном зале. Но даже в видеоотчетах из интернета не фигурируют обыкновенные дома и квартиры музыкантов, научных сотрудников, преподавателей, кроме постановочных рекламных роликов. Стоит ли надеяться, что клинер зорким взглядом сразу обнаружит валяющуюся стекляшку размером 2x3 мм и отличит фотоэлемент, линзу или смотровое окно прибора от ненужного осколка. Ведь после извлечения турового оборудования из кейсов такого добра бывает пруд пруди. Отлетевшее прикручиваю и припаиваю по местам, но могу что-нибудь упустить.
Старинные нотные издания. Совсем ветхие стараюсь не трогать. Пользуюсь сканами или копиями. Конечно же оригиналы ценнее. Тут во время уборки выцепляю из-под книжного шкафа желтую скомканную бумажку, разворачиваю, вижу на ней пару тактов нот. Достаю сборник, у которого рассыпалась страница, и склеиваю ее.
В силу подобных обстоятельств отказался от хобби, коллекционирования - почти от всего. От собрания виниловых пластинок, шкафов со старинными книгами, моделей автомобилей и самолетов, картин, сувениров. В повседневной обстановке могут быть разбросаны только медиаторы, камертоны, струны и вещи домашних. А еще надоедает каждый раз поднимать кабели во время уборки, отсоединять приборы, а потом снова тратить время на их подключение. Хочется иногда позвонить в клининговую компанию, но опасаюсь, что работники что-нибудь испортят, и принимаюсь наводить чистоту сам. Так кому же владельцы больших музыкальных студий поручают уборку? И есть ли у клининговых компаний подобный опыт?