1. Словарная работа. На доске поток букв, среди которых спрятались словарные слова. Их нужно найти и выделить.
яклассчсмклеверитколлективтьбколлекцияюэзцйкомбайнждлкомнатарпакомпасавыконькифхзкорабльшгнкорзинаекукоровацйкостёрвапркостюмукровать
Дети выделяют словарные слова: класс, клевер, коллектив, коллекция, комбайн, комната, коньки, корабль, корзина, корова, костёр, костюм, кровать.
Один из учащихся диктует 10 слов на выбор одноклассникам. Проводится взаимопроверка.
2. Объяснение новой темы.
На прошлом уроке вы писали сочинения. Вы использовали существительные всех склонений. И у вас были затруднения в написании окончаний этих существительных. Чтобы правильно писать окончания, нужно уметь определять склонения и падежи существительных, а также знать окончания этих склонений и падежей. Для этого мы сегодня составим таблицу окончаний и выучим их наизусть. Детям раздаются заготовки таблицы:
1 скл. 2 скл. 3 скл.
И.п. -а, -я -□ -о, -е -□
Р.п.
Д.п.
В.п.
Т.п.
П.п.
Упр. 431. Прочитайте таблицу.
- Какие окончания имеют существительные 1,2 и 3 склонений в И.п.? Р.п.? Д.п.? В.п.? Т.п.? П.п.?
По ходу чтения таблицы в учебнике дети записывают окончания в своих таблицах.
- Сравните окончания И. и В. падежей (во 2 и 3 склонении они совпадают).
3. Отработка новой темы.
Используя таблицу окончаний, просклоняйте слова змея, корабль, мышь.
Проверка:
1 скл. 2 скл. 3 скл.
И.п. змея корабль мышь
Р.п. змеи корабля мыши
Д.п. змее кораблю мыши
В.п. змею корабль мышь
Т.п. змеёй кораблём мышью
П.п. о змее, о корабле, о мыши
Упр. 432. Прочитайте предложения. Определите склонение и падеж выделенных существительных село, ландыш, дерево, тетрадь. (В предложениях эти слова стоят в форме И. и В. падежей).
- Каким членом предложения является существительное в И.п.? (подлежащим)
- Каким членом предложения является существительное в В.п.? (дополнением).
4. Самостоятельная работа. Упр. 433. Теперь сами придумайте такие предложения, чтобы существительное в И.п. стало в форму В.п., то есть из главного члена предложения стало второстепенным.
Проверка. Варианты предложений:
На поле созрела рожь. Про дуб говорили, что он самый старый в парке.
5. Домашнее задание.
Упр. 433.