Итак, я сходил на просмотр художественного фильма «Дюна, фильм второй», от режиссёра Дени Вильнёва. Если кто-то не в курсе, то я очень ждал первого фильма и он меня, сказать по чести, не разочаровал. Режиссёр, сказать честно, постарался. Фильм был снят очень близко к тексту, хотя, конечно, некоторые решения получились странными. Нет, я могу понять замену Лиета-Кинеса на женщину – «повесточка», и всё такое. Ну, переделали историю Чани – теперь у неё мама – планетолог, а папа – воин из фрименов. Хорошо, пусть так. Мне больше интересно другое – фримены, всё, же, как я понимаю, больше именно арабы. Ну, бедуины и всё такое, тем более, что в книге, в их языке, даже само слово «бедуин» есть. Но… все мы отлично понимаем, что есть такое слово, как «повесточка», и, «благодаря» ей, чернокожие персонажи появляются даже там, где их не могло быть в теории. Хотя то, что Джамиса сделали именно таким – смелый ход со стороны режиссёра, так как сделать чернокожего персонажа злодеем – это надо было постараться. Тем более, что по книге, вообще-то, Джамис-то, как раз злодеем и не был. Типичный фримен, который думал о племени. Да и потом, когда разбирали его имущество – фримены рассказывали, каким он был. Кстати, я удивлён, что во втором фильма этот момент упустили, в книге он был очень и очень сильным…
Материал создан при поддержке моих подписчиков на платформе Boosty: Arti, Belsnickel, Arti, Belsnickel, Igor Sablin, Lorgar Balthasar, Squatterbloat, Starletter, Анатолий Ломовцев, Вадим Юрков, Василий, Дмитрий, Ильдар Арасланов, Олег, Павел Павлов, Петр Усов, Сергей Ряховский, Таня Топилина, Madshmax, Marina Kushak, MetaModern671games, Nikolausta, Olov Viking, Pavel Bosenko, Ven Berg, Александр Барышников, Алексей Гнитько, Алексей Попов, Архидемон из Герои 5, Виктор Айрон, Илья Фертиков, Ольга Суханова, Михаил Яшин, Егор, Стас Крюков, matty@yandex.ru, Егор Зевсович и Птица Птица! Огромное им за это спасибо!
Так что, вот мы и добрались до «второй серии». И, знаете, если в первом фильме режиссёр, старался придерживаться первоисточника, то вот во втором… Нет, я не спорю, то, что он добавил «экшн-сцен» – это хорошо. В книге-то, экшна было не так, чтобы много. Конечно, воображение у читателей, по идее, работает, но, как говорится, «есть нюанс». Например, если автор напишет, что «было танковое сражение», то я, как человек, который смотрел «На войне как на войне», читал книгу Курочкина, разного рода иные источники знаю, то я могу себе его представить. Или про космическое сражение – после, например, «Хонорвёрса», или «Завтра войны», я могу себе его представить. А если в одной из глав «Дюны», герцог Лето предлагает устроить рейд на Гьеди Прайм, потом, про этот рейд говорят сами Харконнены, и вообще, вроде как всё прошло хорошо, но в книге он просто не описан, то вот представить то, как всё это получилось, в этой Вселенной, где некоторые вещи вообще не прописаны – очень и очень сложно. Так что то, что режиссёр нам показал несколько «экшн-сцен» – это, на самом деле, здорово. Собственно, даже в книге было описано, что у фрименов были ПЗРК, да и никто им не мешал лазеры захватывать – на Арракисе люди как-то не особо щитами пользуются, как говорится – стреляй, не хочу. И орнитоптер, прикрытый щитом – тоже, в принципе, вполне вписывается во всё это. Вопросов, как говорится, нет. Есть проблема. Все эти боевые сцены нам показывают вместо сцен, которые как-то раскрывают нам главного героя. Всё получилось очень и очень скомканным. По книге, Пауль (да, мне нравится перевод Павла Вязникова!) и Джессика провели среди фрименов более двух лет. Сестра успела родиться и устроить фурор в племенах! Она, вообще-то, довольно важный персонаж Вселенной! Но, тут её просто решили убрать из сюжета, потому что всё, что происходит во втором фильме, занимает… несколько месяцев, не более. Под конец, у Джессики, конечно, животик есть, но не такой уж и большой… Опять же, история с Чани… У них с Паулем, вообще-то, сын родился, которого убили сардаукары во время налёта на сьетч, под конец книги. И, опять же, отношения между Паулем и Чани были не такими, как это показали в фильме… Под конец, Чани знала, что между Паулем и Ирулан ничего не будет – всю любовь и нежность он будет дарить только ей. Хотя, как мне кажется, тут парень ошибку бы совершил – если бы что-то было, то Ирулан не стала бы в том заговоре из второй книги участвовать?
Так вот, «экшн», конечно, можно занести в плюсы фильма, но сжатое повествование – однозначно, в минусы. Кстати говоря… Читал я тут на днях, разбор одной леди… Фантагиро Бурерождённая, её канал называется. Так вот, она сетовала на то, что за весь фильм, ни разу не сказали о том, что же такое «специя», и зачем она нужна. Самое интересное, что «специя» – это официальный перевод из первого фильма, во втором – «спайс» всё же. Так вот, да, в самом деле, во втором фильме про то, зачем он нужен, не сказали ни разу, верно. Потому что всё было сказано в начале первого фильма. Как раз и про Навигаторов, и про всё остальное. Нет, я понимаю, конечно, что не все, кто пошёл смотреть второй фильм, смотрели первый. Но вот я как-то не особенно хорошо представляю себе, как можно было вставить это во второй фильм, если всё рассказали ещё в первом? Кроме того, если учесть, что «спайс» – помимо всего прочего, ещё и вещество, «вызывающее изменённое состояние сознания», и даже вызывает привыкание (о чём в книге прямо говорится, если что), то… наверное, в нашей стране говорить про него вот так, в лоб – ну, такое себе. Ведь не раз говорилось несколько лет назад, что «Дюна» – это про наркотики…
Далее, что ещё можно поставить в упрёк фильму… Повествование получилось довольно «рваным». Опять же, в противовес первому фильму, в котором переходы от сцены к сцены были довольно плавными. Уж не знаю, что случилось, но тут очень хорошо сказала та же Фантагиро – каждая сцена хороша и красива, но вот переходы между ними получились вообще никакими. Это – однозначный минус.
Можно поговорить ещё о нескольких вещах. Например, о том, как ввели в действие Фейд-Рауту. Кстати, на самом деле, он очень интересный персонаж, про которого я даже отдельную статью писал. Вообще-то, в книге он появлялся ещё во второй главе романа, когда Владимир Харконнен рассказывал о том, как он хочет завоевать Арракис и всё такое. Да, там Фейда было не так уж и много, но он там был. Здесь же его ввели только во втором фильме. Ладно, хорошо. Как и в книге, его решили раскрыть через гладиаторский поединок. Только вот, если в книге, та идея с гладиатором, которому не дали наркотика, была идеей самого Фейда, то тут – это придумал сам барон, чтобы испытать племянника. Зачем – непонятно, ибо с идеей Фейда, как раз было всё просто и понятно. Он хотел подменить надсмотрщика на своего человека, после чего… Ну, тут лучше прочитать роман. Или мою статью, в которой я хорошо рассказал о том, как барон любил «развлекаться». Здесь же, Фейда показали чрезвычайно жестким и кровожадным человеком. Как мне кажется, в книге он, всё, не таким был. Да, барон старательно вёл его в эту сторону – но именно на тот момент, Фейд-Раута был не таким человеком…
Но, что касается боя… Для начала, гладиатор был один, а не трое, двое из которых еле держались на ногах. И в чём был смысл выводить их на поле? Я вот так и на понял. Далее – бой был довольно долгим, гладиатор на самом деле, отважно сражался и вполне себе мог «достать» Фейда. Собственно, он успел даже несколько ходов придумать, чтобы сделать жизнь Фейда сложнее. Всё это из фильма убрали. А зря, так как в той сцене, Фейд-Раута показывает не только жестокость Харконненов, но и частично, своё благородство. То, что барон из него хотел вытравить… Так что тут – однозначный минус…
Сцена с ядерным арсеналом, уж простите, вызывала у меня смех. Для начала, мне было интересно, как герцог Лето, за те несколько дней, что они успели провести на Арракисе, устроил это тайное хранилище, как он смог перетащить туда… полноценные ракеты (ракеты, Карл!), как никто про это не узнал (ракеты, довольно большими были!), и как вообще, это работало без обслуживания? Ракеты на ЖРД были, или на твёрдом топливе? А кто за боеголовками ухаживал? Их когда обслуживали в последний раз? Там, каждые пятьдесят лет, этим надо заниматься, если я всё правильно помню… А тут они несколько поколений стоят себе, и в ус не дуют…
Что касается финальной битвы… Вот тут, уж простите, но фильм Вильнёва, что называется «всухую» проигрывает фильму Линча. Дело в том, что тот подобрал просто отличную музыку. Да сама атака, несмотря на несовершенство эффектов, выглядит красивее… Но тут уже, как говорится, «вкусовщина», я понимаю. Тем не менее, это ещё не всё…
Фильм заканчивается тем, что «Великие дома отказались признать Вашу власть!» – и Пауль начинает свой «Крестовый Поход» против остальных Великих Домов. Второй роман, кстати, описывает время уже после всего этого. В фильме же, сразу фримены грузятся в корабли, чтобы что? Чтобы героически погибнуть на первой же планете? Они привыкли сражаться в пустыне, маскироваться в песке, стрелять из лучемётов – там, где нет щитов. А на других планетах щиты есть! А сами фримены ими не пользуются. И, как говорится, «конец немного предсказуем»… Но, наверное, режиссёру виднее, да? Или он полностью забыл, что там было в первой части?
И да, бой между Фейдом и Паулем… Как он был отлично показан в книге! Как хорошо его разыграли Кайл Маклахлен и Стинг! И как же плохо его показали тут… На самом деле, слов тут просто нет, увы…
Так что, подводя итоги… Я во многом не согласен с разбором от Фантагиро, но – фильм, на самом деле, мог быть и лучше снят…
Моя страничка на Boosty, где статьи выходят чаще. Кстати, для тех, кто подписан на Boosty, будет рассказ о том, как я ходил в кино... Там необычная сама по себе история вышла...