Найти тему

Киновселенная Кристофера Нолана - триумфатора премии Оскар 2024

Оглавление

telegram
telegram

Мой любимый режиссер Кристофер Нолан в этом году наконец взял долгожданный "Оскар" в главных номинациях премии - "лучший режиссер" и "лучший фильм" - за картину о создателе атомной бомбы "Оппенгеймер" (всего фильм собрал 7 статуэток). В связи с этим решила выложить свой материал о Кристофере Нолане, который был написан к его Дню Рождения несколько лет назад (перед выходом "Интерстеллара") и в котором дан обзор всех предыдущих работ этого одного из самых ярких режиссеров современного кинематографа. 

Бэтмен современного кинематографа

vk.com
vk.com

В честь Дня Рождения (а 30 июля Нолану исполнилось 44 года (2014)) мы решили пересмотреть фильмы режиссера и понять, каков же он — мир Кристофера Нолана?

О биографии Кристофера Нолана известно не так много. Из сайта на сайт переписывается одно и то же про то, что он сын англичанина и американки, в детстве любил «Звездные войны» и еще тогда начал снимать свои первые видео на восьмимиллиметровую камеру. Именно к этому, пожалуй, можно свести всю информацию о его жизни. Ах да, еще у него есть брат Джонатан, который тоже не обделен талантом: пишет сценарии ко многим картинам брата. Об остальном так же, как и о его картинах до выхода в прокат, почти ничего неизвестно. Так, на прошедшем Comic-Con, где Нолан представил трейлер своего нового фильма «Интерстеллар», он привел актеров выходящей в ноябре ленты, но запретил им общаться с прессой, дабы они ненароком не выдали каких-нибудь секретов фильма. Так же и с его жизнью — тайна, покрытая мраком, видимо, выбравшемся из его же фильмов. 

Его жизнь - это прежде всего, его фильмы. Построение сюжета, характерная атмосфера, музыкальное сопровождение, определенный набор актеров, переходящий из фильма в фильм, объединяют такие разные по сюжету картины в одно целое. В прямом смысле видя окружающую действительность иначе, чем другие (Кристофер — дальтоник), в своих фильмах Нолан создает особый мир. Свой собственный мир. Мир, в который с каждым годом погружается все больше людей. 

Преследование (1998)

telegram
telegram

В 1998 году выходит первый полнометражный фильм Кристофера Нолана. Черно-белый, снятый в стиле документального кино и обладающий многими чертами нолановского видения кинодействительности. Уже в этом фильме было нелинейное повествование, несколько временных пластов, начало действия с конца, но конец при этом неожиданный и мало предсказуемый. 

Начинающий писатель Билл (Джереми Теобалд) ищет вдохновения на улицах Лондона и для этого следит за людьми, выработав свои правила. Но однажды в его систему жизни вмешивается некий незнакомец по имени Кобб (Алекс Хоу), которому тоже небезразличны жизни других людей... 

- Выяснив, где человек живет, никогда за ним не следить. Это самое главное правило. И его я нарушил первым (с)

Кобб не ограничивает свой интерес поверхностным наблюдением. Он вламывается в чужие квартиры, тем самым проникая в самую суть человека.

- Я думал в краже главное забрать чужие вещи

- Нет, главное вломиться, войти в чужую жизнь, выяснить кто они (с)

«У каждого есть коробка»(с). И нужно хорошенько задуматься, прежде чем дать кому-то в нее заглянуть. Иначе и не заметишь, как стал чьей-то марионеткой. Кажется, это не только замечательный фильм-головоломка раннего Нолана, но и объяснение его приверженности тому, что широкой публике не нужно знать о режиссере ничего, кроме его фильмов. 

Помни (2000)

akteryfilma.ru
akteryfilma.ru

Через 2 года после «Преследования» на экраны выходит фильм «Помни», который принес Нолану известность и среди критиков (2 номинации на «Оскар»), и среди обычных зрителей (прочное место среди первых 40 фильмов рейтинга IMDb). 

Главный герой Леонард Шелби (Гай Пирс) одержим идеей отомстить за убийство своей жены. Но есть маленькая проблема — он ничего не запоминает. Он прекрасно помнит (или так думает?), что произошло с его женой: ее изнасиловали и убили, попутно ударив его по голове. Теперь он не способен вспомнить, что было 10 минут назад. 

- Если я ничего не помню, это не значит, что мои действия лишены смысла. Мир не исчезает, даже если закрыть глаза (с)

На помощь Леонарду приходят фотоснимки, сделанные на Полароид, записки самому себе и татуировки на теле с самой важной информацией. Но так ли легко отомстить, когда ты не можешь запомнить момент мести?

- Память обманчива. Она интерпретирует, а не фиксирует (с)

 В этом фильме впервые осознается важность каждой детали. То, чему во всех картинах Нолана уделяется особое внимание. Сюжет фильма показан очень оригинально. Это «фильм наоборот». Даже титры в конце читаются задом наперед. Две переплетенные линии: черно-белая, где действия разворачиваются последовательно, и цветная, показанная в обратном порядке. Концовка, которую мы видим еще вначале, и конец, который с одной стороны ставит все эти разбросанные кадры на свои места, а с другой настолько неожиданный, что переворачивает всё содержание фильма и вызывает немедленное желание посмотреть картину еще раз. Еще одна фишка Нолана. Зритель вовлечен в происходящие события, он не просто смотрит, он постоянно думает и сам создает этот фильм. А так ли хороша ваша собственная память? Вы уверены, что помните всё, как есть, а не так, как хотелось бы? Может, всю эту кучу фотографий, так сказать, «на память», мы делаем не только для хвастовства перед знакомыми?

 Как признается сам Нолан, он хотел, чтобы зритель проник в личную реальность главного героя, увидел мир его глазами. «Это взгляд на жизнь и мысли человека, чье восприятие реальности полностью отличается от общепринятого», - поясняет режиссер. То есть, на вас, мистер Нолан, не так ли?

Бессонница (2002)

snob.ru
snob.ru

«Бессонница» - первый крупнобюджетный фильм Нолана ($46 млн) с актерами первой величины — Аль Пачино, Робин Уильямс, Хилари Суонк. Не слишком замысловатый сюжет с не свойственной для Нолана, вполне предсказуемой развязкой. А вот атмосферность, психологизм, затрагивание темы расстройства функций мозга (на этот раз не амнезия, а казалось бы, безобидная, бессонница, которой страдает время от времени каждый второй), музыкальное сопровождение и поднимаемые философские темы выдают руку автора. А кроме того, здесь же напрямую говорится о том, что «мелочь (то бишь, те самые, важные для Нолана, детали) — важная штука». 

- Ужасное время ночь — слишком поздно для вчера, слишком рано для сегодня(с)

Детектив Уилл Дормер (Аль Пачино) отправляется на Аляску, чтобы выяснить, кто убил 17-летнюю девушку. В ходе расследования он совершает поступки, которые создают конфликт между стремлением к справедливости и соблюдением буквы закона, а попутно лишают героя сна. 

«Не изменяй себе», - говорит герой Аль Пачино в конце фильма и по сути излагает главную мысль картины. Никогда не бойтесь того, что считаете правильным и никогда не изменяйте себе. Еще один девиз, которого придерживается сам Нолан. 

Бэтмен: Начало (2005)

vk.com
vk.com

После выхода «Бессонницы» на молодого режиссера обратили внимание представители Warner Brothers, которые уже несколько лет искали режиссера для перезапуска франшизы об одном из самых популярных героев комиксов — Бэтмене. Пересмотрев ряд кандидатур, среди которых были Дэвид Финчер, Даррен Аронофски, Клинт Иствуд и другие, выбор был сделан в пользу Кристофера Нолана. И появление в послужном списке Нолана трилогии о Бэтмене, сделавшей его всемирно известным и даже, можно сказать, культовым режиссером, не выглядит таким уж случайным. В киномире Нолана уже присутствовал намек на этот успех — в первом его полнометражном фильме «Преследование» на двери квартиры главного героя Билла висит знак Бэтмена. Вот такая вот ирония судьбы. 

Конечно, историю о человеке-летучей мыши уже снимали и раньше. Однако Нолан смог создать своего собственного Бэтмена и, что важно, его Бэтмен — это прежде всего, Брюс Уэйн. Не супергерой, а простой человек. В «Бэтмен: Начало» подробно рассказана история Брюса, которого идеально воплотил в жизнь Кристиан Бэйл, - от маленького мальчика, потерявшего родителей и больше всего боявшегося летучих мышей, до успешного миллиардера днем и борца за справедливость ночью, оправдавшего надежды отца и самого ставшего летучей мышью. 

- Почему летучие мыши?

- Они испугали меня. И мои враги разделят мой страх (с)

Однако в этом фильме главное даже не история самого Бэтмена. Это фильм о взаимоотношениях людей, об их слабостях, о становлении характера, о жизненных ценностях... О том, что если в городе, насквозь пронизанном коррупцией, продажностью и ложью, городе, который уже давно гниет изнутри, найдется хоть один человек, готовый бороться за его благополучие, то этот город можно спасти. А такой человек обязательно найдется... 

- Не важно, что у тебя внутри, - о человеке судят по поступкам (с)

Это уже не комикс, а глубокий реалистичный фильм с вполне реальными человеческими проблемами. Фильм о страхе, кроме которого бояться и нечего, но который можно сделать своей силой. Фильм о справедливости, которая совсем не одно и то же, что месть. Фильм, получивший номинацию на «Оскар»(правда, за операторскую работу) и положивший начало настоящей славе Кристофера Нолана. Режиссера, бросившего вызов глупым блокбастерам, создаваемым только ради денег. 

Престиж (2006)

vk.com
vk.com

В промежутке между первым Бэтменом и его продолжением, Нолан снимает фильм о фокусниках под названием «Престиж». И как оказывается, перерывов в творчестве Нолана нет. Фильм о чудесах, создаваемых самими людьми, чудесным же образом получил две номинации на «Оскар» и разместился на 14 месте в рейтинге Кинопоиска. 

- Говорят, выше головы не прыгнешь. Это заблуждение. Человек может всё (с)

Уже традиционное для Нолана начало с конца, развитие действий в двух плоскостях и не менее традиционный неожиданный финал, возможно, самый лучший из всех его фильмов. Два фокусника — Альфред Борден и Роберт Энджер, которых сыграли Кристиан Бэйл и Хью Джекмен (эдакое заочное противостояние Бэтмена и Росомахи, которое на самом деле-то и не найдешь за прекрасной игрой актеров), пытаются выведать секреты друг друга. Раньше они были друзьями, а теперь дружба превратилась в вражду. Энджер стремится отомстить за смерть своей жены (кстати, еще один частый мотив в творчестве Нолана) и пытается доказать, что именно он лучший иллюзионист. Борден завел семью, но по-прежнему не готов уступить трон мастера фокусов своему сопернику. 

- Вы начинаете искать разгадку, но не находите, потому что не особенно стараетесь. Вы не хотите её знать. Вы хотите быть обманутым (с)

Оба фокусника пытаются превзойти друг друга, но в этой бессмысленной борьбе теряют самое ценное: жизнь проходит мимо. Энджер всю жизнь стремился выведать секрет фокуса с перемещением. А Борден саму свою жизнь превратил в представление. Они сами всё усложнили, не понимая, что гениальное, на самом деле, просто, как и секрет счастья, которое обычно рядом. И в этом они друг друга стоят.

- Навязчивые идеи я распознаю. Из них ничего не выходит.

- Разве из ваших ничего не вышло?

- Поначалу да... но я слишком долго с ними ношусь. Я их раб. И однажды мои идеи уничтожат меня (с)

Идея — вот двигатель науки и самосовершенствования. Но навязчивые идеи в итоге и гибель для тех, кем они овладевают. Это иллюзия, которую человек создает для себя сам. Хотя иногда и не сам, что позже Нолан раскроет в своём следующем собственном (не заказанном ему другими) фильме «Начало». Навязчивые идеи - тема, являющаяся еще одним своеобразным мостиком в его творчестве. 

Темный рыцарь (2008)

vk.com
vk.com

Вторая часть нолановской франшизы о Бэтмене стала ничуть не хуже первой. И это мягко сказано. 8 номинаций на «Оскар», две победы, звание одного из лучших фильмов года.

 История, показанная в «Темном рыцаре», является своеобразным ответвлением от основной линии 1-ой и 3-ей части. Нет, конечно, все три фильма - это одна последовательная история. Однако всё же стоит признать, что смотреть третий фильм, не увидев до этого первый, будет сложно, а вот второй вполне можно. И что интересно, многие как раз и начинают просмотр этой трилогии именно со второй части.

В этой части у Бэтмена появляется серьезный противник — Джокер (Хит Леджер). Злодей без прошлого и без конкретных целей. Настоящий психопат, уверенный, что все люди жалкие создания и нужно просто найти способ их сломить. У него все продумано и он постоянно на шаг впереди. 

- Никому нельзя доверять, всё приходится делать самому! (с)

Тем временем в Готэме появляется новый герой. Харви Дент (Аарон Экхарт) — окружной прокурор, пытающийся искоренить преступность законными методами. Белый рыцарь Готэма и его надежда на безоблачное будущее.

 - Либо ты умираешь героем, либо живешь до тех пор, пока не становишься негодяем(с)

Джокер добивается того, что в Готэме царит хаос и анархия. Как быть, когда в мире нет правил и все идет не по плану? Положиться на случай или самому творить удачу? 

- Ты думал, что мы можем быть хорошими в это отвратительное время, но ты ошибался. Мир жесток, и нравственным в нем может быть только случай: непредвзятый, беспристрастный, честный (с)

Но правда в том, что у каждого есть выбор. Нажать кнопку или нет. Стать героем или злодеем. Сделать лучше для города или для себя. И сила в том, чтобы суметь выбрать то, что все остальные не могут... И поверить в людей, когда они сами идут против тебя...

Начало (2010)

vk.com
vk.com

Вот она — мечта, взлелеянная Ноланам в течение 10 лет и наконец воплощенная в жизнь! Идея фильма «Начало», зародившаяся у режиссера еще давно, получила добро, и в 2010 году картина вышла на экраны. В создании, возможно, главного для самого Нолана, детища ему помогла целая плеяда замечательных актеров - Леонардо ДиКаприо, Джозеф Гордон-Левитт, Том Харди, Эллен Пейдж, Марион Котийяр, Майкл Кейн и другие, многие из которых либо имели номинации на «Оскар», либо даже его выигрывали. Как итог, сам фильм получил 8 номинаций на самую престижную кинопремию мира, 4 из которых выиграл, хотя главного приза «За лучший фильм года» Нолан так и получил. 8 место в рейтинге Кинопоиска и более 1200 положительных отзывов (больше только у «Аватара» Джеймса Кэмерона). 

Фильм начинается с уже привычного для Нолана эпизода из концовки. Многоуровневое пространство и время здесь проработано до каждой мелочи. А вот конец кажется не таким сильным, как мог бы быть. Зная Нолана как мастера выдающихся финалов, на протяжении фильма ждешь чего-то грандиозного от его завершения. Но он оказывается в какой-то мере довольно предсказуемым, НО на самом деле, остается открытым и потому сильно интригует и заставляет спорить, обсуждать фильм еще долго после просмотра и вспоминать каждую деталь, без чего невозможно понять, что же происходит в конце. 

Кобб (а ведь что забавно, именно так звали одного из героев нолановского «Преследования», причем тоже вора) — профессиональный вор. Но он не взламывает дома и не забирает вещи. У человека в современном мире главное сокровище совсем иного рода. Это его идеи. И легче всего их забрать во время сна, когда человек не способен различать реальность и иллюзорность, и наиболее уязвим. Хотя на самом деле во сне способности нашего мозга во много раз увеличиваются. Во сне мы — архитекторы, творящие целые миры. И если это знать, то можно неплохо это использовать. И как оказывается, во время сна можно не только извлечь идею, но и ее внедрить. Хотя в принципе, это ведь можно сделать и в жизни. А учитывая, какая именно была внедряемая идея в этом фильме, вообще непонятно, зачем столько сложностей. Но ведь мы помним, что даже малейшая, самая простая и безобидная идея может изменить и погубить всё...

- Идея похожа на вирус, она живуча и крайне заразна. Мельчайшее зернышко идеи способно прорасти и либо стать частью тебя, либо уничтожить тебя (с)

Сон и реальность. Как часто бывает так, что жизнь во сне гораздо интересней реальной. Нам не хочется просыпаться, чтобы продлить мгновение, но мы забываем, что после фразы «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!», нам оттуда уже не выбраться. Сон и реальность становятся трудноразличимы. А ты уверен, что сейчас не спишь? А может, суть жизни в том, чтобы об этом даже не задумываться?

Темный рыцарь: Возрождение легенды (2012)

kinopoisk
kinopoisk

В любом действе важны три составляющие, как уже убеждал нас с экранов Нолан. Наживка в виде прекрасной завязки истории в «Бэтмен: Начало». Превращение героя в темного рыцаря и исчезновение из Готэма во второй части саги. Но всё это ничего не стоит без престижа! Герой должен вернуться. А потому неудивительно, что «Темный рыцарь: Возрождение легенды» стал одной из самых ожидаемых премьер в своё время. 

Сборы в размере более миллиарда долларов. Лучшая концовка мастера лучших концовок. Финал, который сразу после просмотра хочется пересмотреть еще раз. Детали, атмосфера, музыка, несколько планов повествования, неожиданнейшие неожиданности, великолепный актерский состав, причем уже проверенный предыдущей совместной работой, мощная философская составляющая, лучший открытый финал, в котором сначала можно найти намек на продолжение трилогии, а потом понять всю его восхитительность. Гениальный престиж! Престиж, о котором можно только мечтать. 

- Героем может быть каждый. Даже обычный человек, который просто накидывает куртку на плечи ребенка, чтобы он знал, что мир не погиб (с)

История о Бэтмене для меня всегда была не рассказом о подвигах конкретного героя, а гимном справедливости. И Нолан воплотил эту идею как нельзя лучше. Нам кажется, что один человек ничего не решает, а для геройства в современном мире нет места. Но ведь героем может быть любой. И на смену одному герою всегда приходит другой... 

______________________________________________________________________________

Кинематограф может спать спокойно. Пока есть такие режиссеры, как Кристофер Нолан, которые успешно могут совмещать масштабные коммерческие проекты с глубоким философским наполнением, не стоит волноваться, что за темной ночью плохих однотипных фильмов обязательно будет наступать рассвет, пусть более редких, но прекрасных картин.

- Я вижу, что оставил след в их сердцах, а также в сердцах всех их потомков на много поколений вперед. То, что я делаю сегодня, неизмеримо лучше всего, что я когда-либо делал...(с)

Да, мы верим вам, мистер Нолан. 

Вы мечтаете покорить мир, но методы Наполеона и Гитлера вам не подходят? Хочется чего-то более изысканного, когда люди и не поймут, что были покорены? Спросите Кристофера Нолана. Этот англичанин знает толк в изящном овладении сознанием других.

Продолжение следует...

Планирую чуть позже написать про 4 последующих фильма мистера Нолана (Интерстеллар, Дюнкерк, Довод и Оппенгеймер), как они дополняют Вселенную, какие смыслы несут и как плавно приводят к Оскару.

Подписывайтесь!