На дворе стоял конец девяностых, когда на головы граждан обрушился страшный дефолт, а ситуация в стране складывалась устрашающе - всенародное обнищание и бешеный разгул бандитизма.
Василий восседал неподалёку от своего дома в последнем ряду расположенных перед уличной эстрадой скамеек. Иногда здесь местные детишки устраивали театральные представления, а девятого мая непременно играл военный оркестр. В остальном же тут собирались любители пенного, которое и приносили с собой вместе с таранью.
Публика тут собиралась в основном одна и та же, и все друг друга знали. Взрослые мужички разбивались по интересам: кто в шахматы поиграть под бокальчик, кто про рыбалку потрепаться, а кому и просто посидеть и расслабиться под размеренное щебетание птиц да собравшегося народа.
Сегодня Василий предпочёл остаться в одиночестве, потягивая прохладительный напиток и поглядывая по сторонам. Его взгляд остановился на щупленьком старичке лет семидесяти. Тот смиренно стоял по деревом, одетый не к месту официально, да и не по погоде. Учитывая летнюю жару, он пребывал в плотном чёрном костюме, который давно пора пустить на тряпки, белой выглаженной рубашке и при галстуке, а его видавшие виды чёрные ботинки были начищены до блеска.
Старичок вроде и не смотрел на Василия, но при этом мужчина неизменно чувствовал на себе его взгляд. Он стал пристально разглядывать этого странного старичка, обнаружив в его руках большую сумку, которую тот стеснительно прятал, ну, во всяком случае, не афишировал так уж точно.
Из приоткрытой сумки торчало несколько пустых бутылок. У Василия не оставалось сомнений, что мужичок ждёт, когда тот освободит тару. И тут же его догадка нашла своё подтверждение - старичок, робко подойдя ближе, извиняющимся тоном произнёс:
- Простите, а вы бутылочку будете с собой забирать или выкидывать?
- Выкидывать, конечно, - удивился Василий.
Видимо его внешний вид несколько смутил старичка, а потому он решил прояснить ситуацию, дабы не тратить время в ожидании понапрасну. Выяснив, что ему было нужно, дедуля снова отошёл в сторонку, чтобы не смущать и не досаждать мужчине своим нарочитым ожиданием.
Время шло, Василий всё так же вечерами выходил на площадку и нередко встречал этого старичка. Он по-прежнему появлялся в костюме, белоснежной наутюженной рубахе и при галстуке. При этом всегда был гладко выбрит и абсолютно трезв.
В конце концов Василий решил познакомиться с этим странным, но очень милым человечком. Выяснилось, что зовут его Пётр Николаевич, он бывший учитель истории. Конечно же, кое какие сбережения за жизнь он сумел накопить, однако, все они остались замороженными на сберкнижке, а пенсия ничтожно мала. В целом, избитая для того времени ситуация.
Единственное, что удивляло Василия, так это его внешний вид. Он никак не мог понять, для чего выходить собирать бутылки при полном параде? В его мировосприятии это никак не вязалось.
- Простите, молодой человек, но это же моя работа. А я, знаете ли, привык ходить на работу именно в таком виде.
И, что на это ответишь? Старый интеллигентный человек, который по воле судьбы оказался за чертой бедности, впрочем, как и миллионы других граждан на тот момент.
Выяснилось, что проживал он один в соседней девятиэтажке, где имел свою собственную небольшую квартирку. Была у него взрослая дочь, но они с ней давно прекратили всяческие отношения. Правда, в последнее время она активно стала принимать участие в его жизни, ведь квартирка-то того гляди скоро освободится, а денег она стоит немалых. Однако, Пётр Николаевич сразу понял направление её мыслей и без всяких церемоний отшил кровиночку.
- Понимаешь, она меня предала, - только и пояснил он свои действия Василию, не вдаваясь более в какую-либо конкретику.
А однажды историку нереально повезло - он нашёл на свалке рукодельную копилку, сделанную из бутылки из-под шампанского. Та была до отказа набита бумажными рублями. Видимо, кто-то по недоразумению выкинул, а может и назло кому-то, кто теперь разберёт. Сколько там было, Василию неизвестно, но только Пётр Николаевич целую неделю пировал, словно именинник.
Временами Вася задумывался: “Как бы мне помочь этому замечательному старичку? Я и сам-то на мели, и что я могу ему предложить, кроме пива?”, но и от него старичок всегда отказывался, так как не употреблял совершенно.
Однако, однажды мужчине фартануло и он оказался при деньгах. Тем же вечером он и завёл с учителем разговор:
- Пётр Николаевич, а вот у Вас есть какая-нибудь мечта? - он понимал, что задаёт глупый вопрос, но как подойти к основной теме не знал.
И к его огромному удивлению, у старика совершенно неожиданно загорелись глаза:
- Конечно! А как же без мечты? Я уже много лет мечтаю купить себе металлоискатель.
Оказалось, что его основная специальность - история древнего мира. Позже Пётр ещё проходил специальный семинар по скифам, о которых он теперь знал буквально всё. Вот с тех самых пор он и мечтал уехать в северное Причерноморье на поиски сокровищ скифов, да всё что-то не получается.
- Понимаешь, деньги на дорогу я уже накопил, а жизнь там недорогая. Кроме того, летом вообще можно жить под открытым небом. Вот, осталось лишь на металлоискатель бутылок насобирать и в путь! - и он мечтательно поднял глаза к небу.
- Пётр Николаевич, мне бы очень хотелось поучаствовать в сборе денег на Вашу мечту. Смело могу предложить Вам несколько тысяч - в дар, разумеется, - Василий не очень понимал как лучше сделать подобное предложение, но уже вышло как вышло.
- Благодарю, но подачек я не приемлю, - сухо ответил старик, поджав губы.
На протяжении следующей недели Пётр Николаевич обходил Василия стороной, а если тот сам подходил и протягивал ему пустую тару, он вежливо благодарил, но отказывался. Мужчина уже не раз пожалел о своём предложении, однако, как говорится: “Слово - не воробей”.
И примерно в этот же промежуток времени на этаже Василия поселился новый сосед лет сорока - один в роскошной трёшке, невооружённым глазом было видно, что дядя из “новых русских”. Он представился как Владислав - этим и ограничился. Никому ничего о себе не рассказывал, с соседями держался весьма пренебрежительно, однако, местные дамы буквально таяли от этого громилы.
Владик тоже стал вечерами наведываться на площадку, где потягивал дорогущее пивко и при этом совершенно ни с кем не общался. Парень был явно из тех, кто и одиночество не переносит, но и общаться не любит, а потому идёт в народ, где всех вокруг много, а говорить ни с кем не нужно.
И однажды он обратился к Василию со странной просьбой: рассказать ему о Петре Николаевиче, ибо он уже неоднократно видел их вместе за беседами. Вася сперва насторожился, а потом решил, что ничего тут секретного нет, а потому всё ему и выложил, вплоть до металлоискателя. Единственное о чём он умолчал, так это, что предлагал старику деньги, а тот отказался.
- Значит, этот старикан проживает один? - задумчиво произнёс амбал, отчего у Василия холодок прошёл по спине от недоброго предчувствия.
А на следующий же день, когда Вася с Петром Николаевичем сидели на скамейке и мирно беседовали, к ним без всяких церемоний подсел новый сосед.
- Добрый день, меня зовут Владислав, - представился он старику и с места в карьер перешёл к делу, - я бы хотел предложить Вам одну сделку, которая поможет осуществить Вашу мечту, а именно, приобрести хороший металлоискатель. Об этом мне поведал сосед, который хорошо меня знает, - и он кивнул на Василия, которого уже изрядно трясло и колотило.
Старичок с широко раскрытыми глазами молча внимал внушительных размеров мужчине, а тот спокойно продолжал:
- Мне буквально на один месяц нужен посторонний юридический адрес. Предлагаю зарегистрировать его на Вашу квартиру. Вы сейчас отдаёте мне свой паспорт, получаете сто тысяч рублей и отправляетесь за своим металлоискателем. Идёт?
- Помилуйте, но металлоискатель стоит на порядок дешевле! - только и смог пролепетать изумлённый историк.
- Значит, купите к нему ещё запасные части и всё необходимое.
В этот момент Василию показалось, что Владислав как-то зловеще ухмыльнулся. Он клял себя за свою болтливость на чём только свет стоит. Ведь на тот момент, благодаря прессе, каждый идиот знал о таких вот адресах-однодневках.
Под них проворачивали какие-либо крупные нелегальные махинации, а потом хозяин этого самого адреса бесследно исчезал, если только правоохранительные органы не находили его труп. А в данном случае мог исчезнуть и свидетель, а именно сам Василий.
- Понимаете, Пётр Николаевич, у Вас есть отличная возможность САМОМУ ЗАРАБОТАТЬ, - Владислав акцентировал внимание на этих двух словах, - на металлоискатель.
Историк нервно сглотнул слюну и с отчаянной решимостью произнёс:
- Договорились! Вот Вам мой паспорт, - он его достал из внутреннего кармана пиджака (к несчастью, тот оказался у него с собой) и решительно протянул амбалу.
- Ноо.. - Василий попытался было вмешаться, однако браток так наступил ему на ногу своим сорок седьмым размером, что все слова застряли у него в глотке.
- И ещё, Пётр Николаевич, предлагаю Вам взять сумму в долларах, ибо курс рубля постоянно падает, - забрав паспорт старика, продолжил громила.
Учитель радостно схватил валюту и чуть ли не вприпрыжку отправился домой, только бутылочный перезвон из полупустой сумки сопровождал его гулким эхом.
И тут Василий, собрав всю волю в кулак, всё-таки решил вмешаться:
- Послушайте, Владислав…
Однако, парень даже не стал его слушать. Он решительно протянул ему паспорт Петра Николаевича:
- На, отдай старику. Мне его ксива и даром не нужна.
- Но… тогда зачем? - Василий совсем уже ничего не понимал.
- Да, потому что если бы я ему просто предложил бабки, как милостыню, он бы ни за что их не взял, сечёшь? Это настоящий мужик и редкий человек! Я таких людей ранее знавал, но теперь, увы, таких больше не выпускают, - и он обречённо вздохнул с видимым сожалением.
Автор: Эллина Владис.
Чтобы не пропустить новые интересные для вас публикации, подписывайтесь на канал! Комментируйте, делитесь в социальных сетях!
Копирование материалов и публикация без упоминания автора и ссылки на канал запрещены.