1920. Февраль
Приказ № 117 Томского уревкома о регистрации в трехдневный срок со дня опубликования бывших помещиков, капиталистов и лиц, занимавших ответственные должности до Октябрьской революции и в период правления Колчака (во исполнение Декрета СНК от 23 сентября 1919).
[ГАТО. Ф. Р-200. Оп.1. Д.22. Л.13. // 1917-1921 гг. Народ и власть. Из истории земли Томской. С. 70–71]
1920. Февраль, 28
Постановлением президиума Томского совнархоза национализированы кожевенный завод торгового дома «Е. Голованов с с-ми» и фабрика обуви Шамарина.
[ГАТО. Ф.Р-173. Оп.1. Д.1268. Л.336]
1921. Февраль, 28–18 марта
Военные моряки Балтийского флота подняли восстание в Кронштадте под лозунгами «Советы — без коммунистов!», «Власть советам, а не партиям». Кронштадт был взят штурмом.
Части восставших удалось бежать в Финляндию,остальные были сурово наказаны — массовые расстрелы, тюрьмы, ссылки.
Под влиянием событий в Кронштадте и из страха народных восстаний Х съезд РКП(б) объявил о переходе к НЭПу. 21 марта 1921 года был принят Декрет о замене продразверстки продналогом.
По продразверстке крестьяне обязаны были весь урожай, за исключением небольшого остатка на пропитание и посев, сдавать государству, а в обмен на это их должны были обеспечивать товарами из города, что редко выполнялось. Продналог был фиксированным на текущий год, остальной урожай крестьяне имели право продавать.
1937, 1938. Февраль
◼ На территории Томской области в феврале 1937 органами НКВД было арестовано по ст. 58 УК РСФСР и репрессировано 28 человек, 11 человек в дальнейшем были расстреляны.
В феврале 1938 органами НКВД были арестованы 1672 человека, жителей Томска и Томской области.
Только по данным проекта «Открытый список» в феврале 1938 были расстреляны 454 человека, проживающих на территории Томской области.
[Уйманов В.Н. Репрессии. Как это было… (западная Сибирь в конце 20-х – начале 50-х годов). Томск, 1995. С.99.]
◼ Наши коллеги по Красноярскому краю прислали статистику по арестам только в феврале месяце с разбивкой по некоторым городам:
— Затрудняюсь назвать сейчас общее число арестованных жителей Красноярского края, так как кто-то из жителей был арестован в другом регионе, например, на Урале... И тем не менее эти цифры кое о чем говорят. После развязывания массового террора в СССР в Минусинске в 1937–1938 были арестованы сотни жителей этого небольшого города с населением около 20 тысяч человек и сотни из них были осуждены к ВМН и казнены. ВМН, по терминологии того времени, — «высшая мера социальной защиты», то есть по приговору можно предположить, что единственный способ защититься от казненного — это его ликвидация. Но по крайней мере до марта 1937 «всевидящее око НКВД» не находило нужным их даже арестовывать. Трудно представить, что эти «вселенские злодеи» развернули свою вредительскую деятельность именно с развязыванием массового террора, а не затаились…
По данным Красноярского Мартиролога в феврале 1938 были расстреляны и умерли в заключении:
- Абакан — расстрелян 1 человек;
- Ачинск — расстреляно 89, 1 умер в тюрьме;
- Енисейск — расстреляно 30 человек;
- Игарка — расстреляно 50;
- Канск — расстреляно 319, 3 арестованных умерли;
- Красноярск — расстреляно 294;
- Минусинск — расстреляно 240;
- Норильск — расстреляно 3, 1 умер в Норильлаге.
1938. Февраль, 27–28
За эти 2 дня были арестованы 118 человек, жителей Томска и Томской области.
Из них 103 человека были расстреляны в 1938 году, еще двое — умерли в заключении.
Половина из всех арестованных (69 из 118) были обвинены в участии в различных национальных шпионских организациях — польских, немецких, латышских, эстонских, финских. То же показывает и национальный состав арестованных — большая часть из них (76 из 118) не были русскими.
Еще 40 человек были обвинены в участии в контреволюционной кадетско-монархической организации «Союз спасения России» или РОВС.
Покажем сегодня только две судьбы.
◼ Арестован Коронатов Николай Николаевич (1877–1938), ссыльный священник РПЦ в Нарымском крае.
Николай Николаевич закончил Духовную семинарию в Пензе и в 1903 году был возведен в сан священника. С 1917 десять лет служил в селе Подгорное Пензенской области. Согласно первой Советской конституции он сам и все члены его семьи были лишены прав советских граждан как члены семьи религиозного культа, а в 1929 году семья подверглась раскулачиванию, как использующая наемный труд при обработке их 3-х десятин земли. В хозяйстве был дом, корова, лошадь. В конце 1930 годов семья — жена Антонина Дмитриевна, сыновья Геннадий, Павел и Леонид — вынуждена была уехать к родственникам в город Пушкин Ленинградской области. Но из-за невозможности о. Николаю устроиться на работу даже сторожем, отец Николай с женой вернулись жить в село Малую Имжору, где служил, умер и был похоронен его отец. В этом селе и в других близлежащих населенных пунктах по просьбе местных жителей он провел молебен и совершил несколько церковных обрядов.
4 декабря 1932 последовал арест и 24 февраля 1933 года о. Николай был приговорен по ст. 58-10 УК РСФСР за «антисоветскую агитацию» к лишением свободы сроком на 5 лет с высылкой в Сибирь. Местом ссылки оказался поселок Могочино в Нарымском округе.
Его жена Антонина Дмитриевна и сын Павел приняли решение разделить судьбу ссыльного отца. Однако им не разрешили жить вместе. Сын Павел смог устроиться мотористом на баржу, перевозившей по Оби лес. Ему удалось в поселке Могочино разыскать отца и несколько раз с ним встретится. Сын узнал, что отец работал на лесопилке сторожем. Узнав, где находится отец Николай, но не имея возможности быть рядом, его жена и сын вскоре вернулись из Сибири на родину. Связь с мужем поддерживали за счет переписки.
В конце 1937 у о. Николая заканчивался срок ссылки. Жена и дети послали ему в Могочино собранные на обратную дорогу деньги. Сразу выехать из ссылки он не смог — ждал начала навигации по Оби. Неожиданно деньги, посланные на дорогу, вернулись обратно, без указания причины. Антонина Дмитриевна написала письмо на имя хозяйки дома, где жил в ссылке на квартире её муж. Та ответила, что Николай Николаевич был ночью арестован, как и многие другие, и неизвестно куда отправлен.
Дальнейшая судьба Николая Николаевича Коронатова его родным была неизвестна вплоть до конца 1950-х годов. Жена, дети и внуки надеялись, что он жив, и ждали его возвращения. И только в 1990-е годы, через Интернет, узнали о его расстреле в Колпашевской тюрьме НКВД в 1938 году.
По данным Книги памяти Коронатов был арестован 27 февраля 1938 года, обвинен в участии в РОВС и через две недели приговорен к ВМН. 30 марта 1938 года он был расстрелян в Колпашево.
По своему первому аресту он был реабилитирован в марте 1989 прокуратурой Пензенской области, по расстрельному делу 1938 года — в июне 1956 определением трибунала Сибирского Военного округа.
В карточке Томского мартиролога сохранены некоторые материалы из архивно-следственного дела 1938 года в отношении Николая Коронатова.
[Архив УФСБ по Томск области. Д.П-1239; Архив музея; Книга памяти Томской области; БД «Жертвы политического террора в СССР»; Фаст М. В., Фаст Н. П. Нарымская Голгофа: Материалы к истории церковных репрессий в Томской области в советский период. Томск; М. : Водолей Publishers, 2004. С. 219-220.]
◼ Арестован Кадушкевич Адольф Адамович (1890–1938), крестьянин деревни Речицы, член колхоза «Вольный труд».
Адольф Кадушкевич родился в деревне Мосера Виленской губернии Польши. Его родители, как и некоторые другие их соотечественники, на рубеже XIX–XX веков, в поисках земель, перебрались в Сибирь. Прижились, отстроились, жили хуторами, между деревнями Речица и Николаевка в Туганском районе Томской губернии. Пятеро братьев Кадушкевичей жили там своими семьями. Долго держались, не вступали в колхоз.
В 1937–1938, по информации Александра Николаевича Мамонтова, внука одного из братьев — Болеслава Адамовича, троих братьев забрали.
Адольф Адамович Кадушкевич в 1938 уже работал в колхозе «Вольный труд». Был арестован 28 февраля 1938 года. Его обвинили в участии в контрреволюционной шпионско-повстанческой организации и 22 апреля приговорили к ВМН. Расстреляли 25 мая 1938 года. Реабилитирован посмертно, в июле 1963.
[БД «Жертвы политического террора в СССР»; Книга памяти Томской области; информация и архив А.Н. Мамонтова.]
1950. Февраль
В Томске прошел IV Пленум Томского обкома ВКП(б), на котором была поставлена задача перед руководителями предприятий, учреждений, учебных заведений и партийными организациями этих учреждений активизировать работу по очищению кадров от не заслуживающего делового и политического доверия лиц
[ЦДНИ ТО. Ф.607. Оп.1. Д.1923. Л.34. ]
1957. Февраль
Реабилитированы репрессированные народы: чеченцы, ингуши, балкарцы, карачаевцы, калмыки. Началось их возвращение на историческую родину.
Полную информацию о людях, названных в этой публикации, вы сможете посмотреть в их личных карточках Томского мартиролога.
Музей располагает электронной базой данных более чем на 200 тысяч человек, прошедших за годы советской власти на территории Томской области через горнило «чрезвычаек» и «троек», раскулачиваний и массовых депортаций народов.
Из хроники репрессий: 28–29 февраля
Музей «Следственная тюрьма НКВД»
#репрессии #репрессиивтомске #репрессиивсибири #томск #нквд #репрессивнаямашина #томскиймартиролог #красноярскиймартиролог