Найти тему

Из хроники репрессий: 28–29 февраля

Оглавление

1920. Февраль

Приказ № 117 Томского уревкома о регистрации в трехдневный срок со дня опубликования бывших помещиков, капиталистов и лиц, занимавших ответственные должности до Октябрьской революции и в период правления Колчака (во исполнение Декрета СНК от 23 сентября 1919).

[ГАТО. Ф. Р-200. Оп.1. Д.22. Л.13. // 1917-1921 гг. Народ и власть. Из истории земли Томской. С. 7071]

-2

1920. Февраль, 28

Почтовая открытка «Здание торгового дома «Голованов и сыновья» (https://pastvu.com/p/272043)
Почтовая открытка «Здание торгового дома «Голованов и сыновья» (https://pastvu.com/p/272043)

Постановлением президиума Томского совнархоза национализированы кожевенный завод торгового дома «Е. Голованов с с-ми» и фабрика обуви Шамарина.

[ГАТО. Ф.Р-173. Оп.1. Д.1268. Л.336]

-4

1921. Февраль, 28–18 марта

Линкоры «Петропавловск» и «Севастополь» в порту Кронштадта. 1921. Источник: wikimedia.org
Линкоры «Петропавловск» и «Севастополь» в порту Кронштадта. 1921. Источник: wikimedia.org

Военные моряки Балтийского флота подняли восстание в Кронштадте под лозунгами «Советы — без коммунистов!», «Власть советам, а не партиям». Кронштадт был взят штурмом.

Части восставших удалось бежать в Финляндию,остальные были сурово наказаны — массовые расстрелы, тюрьмы, ссылки.

Под влиянием событий в Кронштадте и из страха народных восстаний Х съезд РКП(б) объявил о переходе к НЭПу. 21 марта 1921 года был принят Декрет о замене продразверстки продналогом.

По продразверстке крестьяне обязаны были весь урожай, за исключением небольшого остатка на пропитание и посев, сдавать государству, а в обмен на это их должны были обеспечивать товарами из города, что редко выполнялось. Продналог был фиксированным на текущий год, остальной урожай крестьяне имели право продавать.

-6

1937, 1938. Февраль

◼ На территории Томской области в феврале 1937 органами НКВД  было арестовано по ст. 58 УК РСФСР и репрессировано 28 человек, 11 человек в дальнейшем были расстреляны.

В феврале 1938 органами НКВД были арестованы 1672 человека, жителей Томска и Томской области.

Только по данным проекта «Открытый список» в феврале 1938 были расстреляны 454 человека, проживающих на территории Томской области.

[Уйманов В.Н. Репрессии. Как это было… (западная Сибирь в конце 20-х – начале 50-х годов). Томск, 1995. С.99.]

-7

◼ Наши коллеги по Красноярскому краю прислали статистику по арестам только в феврале месяце с разбивкой по некоторым городам:

-8
— Затрудняюсь назвать сейчас общее число арестованных жителей Красноярского края, так как кто-то из жителей был арестован в другом регионе, например, на Урале... И тем не менее эти цифры кое о чем говорят. После развязывания массового террора в СССР в Минусинске в 1937–1938 были арестованы сотни жителей этого небольшого города с населением около 20 тысяч человек и сотни из них были осуждены к ВМН и казнены. ВМН, по терминологии того времени, «высшая мера социальной защиты», то есть по приговору можно предположить, что единственный способ защититься от казненного это его ликвидация. Но по крайней мере до марта 1937 «всевидящее око НКВД» не находило нужным их даже арестовывать. Трудно представить, что эти «вселенские злодеи» развернули свою вредительскую деятельность именно с развязыванием массового террора, а не затаились…

По данным Красноярского Мартиролога в феврале 1938 были расстреляны и умерли в заключении:

  • Абакан — расстрелян 1 человек;
  • Ачинск — расстреляно 89, 1 умер в тюрьме;
  • Енисейск — расстреляно 30 человек;
  • Игарка — расстреляно 50;
  • Канск — расстреляно 319, 3 арестованных умерли;
  • Красноярск — расстреляно 294;
  • Минусинск — расстреляно 240;
  • Норильск — расстреляно 3, 1 умер в Норильлаге.

[Красноярский Мартиролог]

-9

1938. Февраль, 27–28

За эти 2 дня были арестованы 118 человек, жителей Томска и Томской области.

Из них 103 человека были расстреляны в 1938 году, еще двое — умерли в заключении.

Половина из всех арестованных (69 из 118) были обвинены в участии в различных национальных шпионских организациях — польских, немецких, латышских, эстонских, финских. То же показывает и национальный состав арестованных — большая часть из них (76 из 118) не были русскими.

Еще 40 человек были обвинены в участии в контреволюционной кадетско-монархической организации «Союз спасения России» или РОВС.

Покажем сегодня только две судьбы.

-10
Коронатов Николай Николаевич
Коронатов Николай Николаевич

Арестован Коронатов Николай Николаевич (1877–1938), ссыльный священник РПЦ в Нарымском крае.

Николай Николаевич закончил Духовную семинарию в Пензе и в 1903 году был возведен в сан священника. С 1917 десять лет служил в селе Подгорное Пензенской области. Согласно первой Советской конституции он сам и все члены его семьи были лишены прав советских граждан как члены семьи религиозного культа, а в 1929 году семья подверглась раскулачиванию, как использующая наемный труд при обработке их 3-х десятин земли. В хозяйстве был дом, корова, лошадь. В конце 1930 годов семья — жена Антонина Дмитриевна, сыновья Геннадий, Павел и Леонид — вынуждена была уехать к родственникам в город Пушкин Ленинградской области. Но из-за невозможности о. Николаю устроиться на работу даже сторожем, отец Николай с женой вернулись жить в село Малую Имжору, где служил, умер и был похоронен его отец. В этом селе и в других близлежащих населенных пунктах по просьбе местных жителей он провел молебен и совершил несколько церковных обрядов.  

4 декабря 1932 последовал арест и 24 февраля 1933 года о. Николай был приговорен по ст. 58-10 УК РСФСР за «антисоветскую агитацию» к лишением свободы сроком на 5 лет с высылкой в Сибирь. Местом ссылки оказался поселок Могочино в Нарымском округе.

Его жена Антонина Дмитриевна и сын Павел приняли решение разделить судьбу ссыльного отца. Однако им не разрешили жить вместе. Сын Павел смог устроиться мотористом на баржу, перевозившей по Оби лес. Ему удалось в поселке Могочино разыскать отца и несколько раз с ним встретится. Сын узнал, что отец работал на лесопилке сторожем. Узнав, где находится отец Николай, но не имея возможности быть рядом, его жена и сын вскоре вернулись из Сибири на родину. Связь с мужем поддерживали за счет переписки.

В конце 1937 у о. Николая заканчивался срок ссылки. Жена и дети послали ему в Могочино собранные на обратную дорогу деньги. Сразу выехать из ссылки он не смог — ждал начала навигации по Оби. Неожиданно деньги, посланные на дорогу, вернулись обратно, без указания причины. Антонина Дмитриевна написала письмо на имя хозяйки дома, где жил в ссылке на квартире её муж. Та ответила, что Николай Николаевич был ночью арестован, как и многие другие, и неизвестно куда отправлен.

Выписка из протокола решения Тройки УНКВД по Новосибирской области от 12 марта 1938 года о вынесении расстрельного приговора Коронатову Н.Н.
Выписка из протокола решения Тройки УНКВД по Новосибирской области от 12 марта 1938 года о вынесении расстрельного приговора Коронатову Н.Н.

Дальнейшая судьба Николая Николаевича Коронатова его родным была неизвестна вплоть до конца 1950-х годов. Жена, дети и внуки надеялись, что он жив, и ждали его возвращения. И только в 1990-е годы, через Интернет, узнали о его расстреле в Колпашевской тюрьме НКВД в 1938 году.

По данным Книги памяти Коронатов был арестован 27 февраля 1938 года, обвинен в участии в РОВС и через две недели приговорен к ВМН. 30 марта 1938 года он был расстрелян в Колпашево.

По своему первому аресту он был реабилитирован в марте 1989 прокуратурой Пензенской области, по расстрельному делу 1938 года — в июне 1956 определением трибунала Сибирского Военного округа.

В карточке Томского мартиролога сохранены некоторые материалы из архивно-следственного дела 1938 года в отношении Николая Коронатова.

[Архив УФСБ по Томск области. Д.П-1239; Архив музея; Книга памяти Томской области; БД «Жертвы политического террора в СССР»; Фаст М. В., Фаст Н. П. Нарымская Голгофа: Материалы к истории церковных репрессий в Томской области в советский период. Томск; М. : Водолей Publishers, 2004. С. 219-220.]

-13
Кадушкевич Адольф Адамович
Кадушкевич Адольф Адамович

Арестован Кадушкевич Адольф Адамович (1890–1938), крестьянин деревни Речицы, член колхоза «Вольный труд».  

Адольф Кадушкевич родился в деревне Мосера Виленской губернии Польши. Его родители, как и некоторые другие их соотечественники, на рубеже XIX–XX веков, в поисках земель, перебрались в Сибирь. Прижились, отстроились, жили хуторами, между деревнями Речица и Николаевка в Туганском районе Томской губернии. Пятеро братьев Кадушкевичей жили там своими семьями. Долго держались, не вступали в колхоз.

В 1937–1938, по информации Александра Николаевича Мамонтова, внука одного из братьев — Болеслава Адамовича, троих братьев забрали.

Адольф Адамович Кадушкевич в 1938 уже работал в колхозе «Вольный труд». Был арестован 28 февраля 1938 года. Его обвинили в участии в контрреволюционной шпионско-повстанческой организации и 22 апреля приговорили к ВМН. Расстреляли 25 мая 1938 года. Реабилитирован посмертно, в июле 1963.

[БД «Жертвы политического террора в СССР»; Книга памяти Томской области; информация и архив А.Н. Мамонтова.]

-15

1950. Февраль

-16

В Томске прошел IV Пленум Томского обкома ВКП(б), на котором была поставлена задача перед руководителями предприятий, учреждений, учебных заведений и партийными организациями этих учреждений активизировать работу по очищению кадров от не заслуживающего делового и политического доверия лиц

[ЦДНИ ТО. Ф.607. Оп.1. Д.1923. Л.34. ]

-17

1957. Февраль

Реабилитированы репрессированные народы: чеченцы, ингуши, балкарцы, карачаевцы, калмыки. Началось их возвращение на историческую родину.

-18

Полную информацию о людях, названных в этой публикации, вы сможете посмотреть в их личных карточках Томского мартиролога.

Музей располагает электронной базой данных более чем на 200 тысяч человек, прошедших за годы советской власти на территории Томской области через горнило «чрезвычаек» и «троек», раскулачиваний и массовых депортаций народов.

-19

Из хроники репрессий: 28–29 февраля

Музей «Следственная тюрьма НКВД»

#репрессии #репрессиивтомске #репрессиивсибири #томск #нквд #репрессивнаямашина #томскиймартиролог #красноярскиймартиролог