Страниц: 200
Оценка: 6/10
Первое издание: 2014 г.
Увлекательность: 7/10
Прописанность героев: 4/10
Сюжет: 6/10
Глубина: 7/10
Эмоции: 6/10
Идея: 7/10
Я решила снова попытать счастье в сфере хорроров после разочаровавшего «Блаженны мёртвые». И, признаюсь, привлекла меня здесь обложка, недвусмысленно намекающая на шведский магазин мебели. Однако и в этот раз не удалось мне ощутить что-то страшное и волнительное, и об этом сейчас расскажу.
Действие разворачивается в мебельном магазине: штатовском подобии упомянутого уже шведского магазина. Следуя за главной героиней, работающей продавцом-консультантом, мы знакомимся с магазином и его правилами. Попутно автор высмеивает корпоративную культуру, где не сотрудники, а партнёры, где все должны наизусть знать биографию основателя и жить духом работы в компании.
Однако по ходу повествования мы понимаем, что что-то не так, и процент этого «что-то» только нарастает, ничем не объяснимый. И постепенно произведение превращается из сатирического в страшное — по крайней мере, так было задумано.
По факту — я не смогла переключиться между разными тональностями и воспринимать вторую часть. Да и я так и не поняла, нужно ли. Может быть, в этот раз передо мной высмеивание жанра хорроров?
И это, на мой взгляд, главная проблема книги. Она то ли не определилась, что она такое, то ли как кофе 2 в 1, решила и рыбку съесть, и на тракторе покататься. Если останавливаться на втором варианте, выходит, что автор недостаточно проработал элементы сатиры. Я думаю, никому не надо объяснять, что для высмеивания недостаточно копировать, нужно или гиперболизировать, или фокусироваться на определённых моментах. В качестве примера могу привести сериалы-пародии от Тайки Вайтити: «Паранормальный Веллингтон» и «Чем мы заняты в тени». Юмор там своеобразный, но при просмотре у тебя ни на секунду не возникает ощущения, что снимали это на серьёзных щах. Ну, и из классики можно вспомнить «Очень страшное кино», которое обыгрывает клише через нелепые поступки героев. Или как можно в таком случае не упомянуть «Убойные каникулы», в котором «Студентики приехали и самоубиваются на свежем воздухе».
Из-за такого ужаса Шрёдингера я до последнего не понимала, как относиться к книге, где заканчивается юмор и начинается страшный страх. И из-за этого всё произведение воспринимается поверхностно и несерьёзно. Для ужасов тут не хватило серьёзности, для высмеивания — юмора. Получилось что-то непонятное, комковатое. Будто продавец-консультант, медленно сходящий с ума, пытается подавать нам сигналы.