Найти тему

«Маскарад» - самый дорогой спектакль в России

На запрос в интернете «самый дорогой спектакль» высвечиваются статьи, в которых указана цена за билет на популярное представление, и это очень показательно, ведь сейчас ценится не труд создателей спектакля, а потраченные деньги зрителя. Попробуем несколько по-другому посмотреть на прилагательное «дорогой», пусть оно для нас будет в ином ключе: «важный, ценный, имеющий большое значение».

В дни Февральской революции 1917 года на сцене Александринского театра в первый раз показывали «Маскарад» Всеволода Мейерхольда. Дамы еще сидели в партере с оголенными плечами, в бриллиантах, а на улице уже стреляли. Добраться до театра с Петроградской стороны было невозможно: стояла полиция, революция уже началась: бастуют заводы и фабрики, стотысячные толпы рабочих шествуют по городу. Лозунги «Долой войну», «Хлеба», «Смерть самодержавию» перекликаются с выстрелами. Революционный маховик раскрутился в полную силу. И в такой обстановке вечером в Александринском императорском театре давали лермонтовский «Маскарад», последнюю премьеру царской России.

У современного читателя возникает вопрос: как история потерянного браслета, необоснованной ревности, несправедливой травли мужем жены, смерти и сумасшествия – приобрела пророческое, фантасмагорическое звучание. По мнению самого Мейерхольда, «Маскарад» – это синтез восхитительного шекспировского и неудачного грибоедовского театров. Мейерхольд анализировал лермонтовскую драму как произведение в контексте литературной эпохи, а не как нечто самобытное. В качестве исходного текста для постановки Мейерхольд избрал четырехактную редакцию «Маскарада», в которой важную роль играет Неизвестный. Именно эта редакция считалась «канонической». Однако спектакль Мейерхольда был разделен на три акта, вопреки тому, что мы видим в тексте Лермонтова. Неизвестный оказался важной фигурой для условного театра – символ, мистерия, воплощение «инфернальных сил». Благодаря Неизвестному, фокус с социально-философской драмы лермонтовского героя, которого предало и разрушило общество, сместился на мистическую составляющую.

«Несчастье будет с вами в эту ночь!» – в черном плаще и маске чумного доктора эту фразу произносит Неизвестный в начале спектакля. И на этой тревожной ноте разворачивается все действие, усиливает это впечатление музыкальное сопровождение, написанное специально для спектакля композитором А. Глазуновым.

А. Головин. Эскиз костюма Неизвестного к драме "Маскарад". 1917 г.
А. Головин. Эскиз костюма Неизвестного к драме "Маскарад". 1917 г.

Условия игры жестко заданы. Этой пластической метафорой парадного, но обреченного Петербурга, холодности и безразличия высшего общества, художник, автор костюмов и декораций Александр Головин воплощал замысел Мейерхольда.

А. Головин. Сцена бала. Эскиз декорации восьмой картины драмы "Маскарад". 1917 г.
А. Головин. Сцена бала. Эскиз декорации восьмой картины драмы "Маскарад". 1917 г.

Пришедшие на премьеру сразу погружались в атмосферу спектакля благодаря архитектурно-пластическому приему, разработанному Головиным, связавшему сцену и зрительный зал в единое театральное пространство. «Средняя часть оркестровой ямы была перекрыта выдающимся до первого ряда зрительских кресел полукругом просцениума, ограниченным с двух сторон лестницами с легкой балюстрадой перил и вызолоченной массивной решеткой в центре. Посередине и по краям авансцены постоянно находились белые с золотой резьбой скамейка и табуреты (вокруг которых во время действия группировались мизансцены), рядом с ними на круглых мраморных подставках возвышались фарфоровые вазы. Подъем просцениума, преодолевая линию рампы, перерастал в величественный архитектурный портал, воздвигнутый Карло Росси…

На белом фоне портальных простенков - обращенные к публике четыре огромных матовых зеркала в тяжелых золоченых рамах. В их смутном блеске отражалось не только пламя свечей пристенных канделябров, но и огни люстр зрительного зала. Зеркала, стирая извечную границу между сценой и публикой, как бы делали всех присутствующих соучастниками происходящего. Неподвижную роскошную портальную раму окончательно замыкал сверху огромный, перекрывающий зеркало сцены почти до половины малиновый арлекин с нависающими языками, отороченными широкой золотистой бахромой».

Спектакль стал символом гибели царской России с ее пышными великосветскими балами и маскарадами. В зал доносились звуки стрельбы, случайной пулей в фойе театра был убит студент. Император Николай II отдал приказ подавить беспорядки силой. Но сил у империи уже не было: через несколько дней император отречется от престола.

Мейерхольд угадал, что постановкам стало тесно в рамках зрительного зала, театр выплеснулся на улицы и площади, в каком-то смысле он вернулся к своей средневековой площадной форме. Сценой становился весь Петроград, а зрителями – его жители. Новое время требовало новых форм, новых постановок. Некоторые полагали, что театр как искусство вообще умрет и заменится массовыми празднествами, потому что при коммунизме исчезнут все противоречия и конфликты, которые могли служить сюжетом для сцены. Таким образом, собственно игровое поле – пространство жизни героев – оказывалось как бы изначально предугаданным.

«Маскарад» Мейерхольда вошел в историю не только как великое сценическое произведение, на которое зрители пробирались чуть ли не под пулями. Не по художественным подсчетам: это был самый дорогой спектакль русского театра. А по историческим последствиям: ему суждено было выйти за рамки сугубо театрального события и стать важным художественным отражением трагического слома эпох российской истории.

Советую посмотреть документальный фильм Александра Чепурова «По следам «Маскарада»

Ирина Мурзак

филолог, литературовед, театровед

доцент Департамента СКД и Сценических искусств, руководитель программы "Театральное искусство, медиакоммуникации в креативных индустриях" ИКИ МГПУ