"пускай, пожалуйста, Мейерхольд умрёт и воскреснет в XXI веке. От этого выиграют все, и прежде всего он сам. Его поймут. Публика будет довольна его колёсами, он сам получит удовлетворение гения, а я буду в могиле, мне не будут сниться деревянные вертушки".
М.А. Булгаков писал в фельетоне "Столица в блокноте", опубликованном "Накануне" в декабре 1922
В России в начале ХХ века наряду с социальной произошла и театральная революция. Если раньше, в пору актерского театра, в котором бенефисы определяли пестрый репертуар, то в начале века главное место стали отводить театру режиссерскому. В Москве – Станиславский, в Петербурге – Мейерхольд.
Никакого Всеволода сначала не было. В 1874 году в Пензе, в немецкой семье родился Карл Казимир Теодор Мейергольд. Достигнув совершеннолетия, молодой человек решил перейти из лютеранства в православие, изменил одну букву в фамилии и взял новое имя – в честь любимого русского писателя Всеволода Гаршина.
Мейерхольд попал в труппу ещё даже не открывшегося Художественно-общедоступного театра (будущий МХТ) Константина Станиславского и Владимира Немировича-Данченко. Играл и в первом спектакле Василия Шуйского в «Царе Федоре», князя Арагонского в постановке «Венецианский купец» Шекспира, Треплева в «Чайке». После ухода из МХТ Мейерхольд основал собственную труппу – «Товарищество новой драмы». Она просуществовала всего три года: за это время режиссёр поставил около 200 спектаклей.
«Великодушный Рогоносец» был первой и блестящей демонстрацией мастерства актёров мейерхольдовской школы. Наконец-то старый девиз условного театра – «Слова — только узор на канве движений» – был осуществлен в художественно убедительных формах. В вечер первого представления «Великодушного Рогоносца» москвичи, заполнившие зал театра, увидели на совершенно пустой сцене без занавеса, задников, порталов и рампы странного вида деревянный станок-конструкцию. Он был смонтирован в виде своеобразной мельницы и представлял собой соединение площадок, лестниц, скатов, вращающихся дверей и вращающихся колес. Станок сам по себе не изображал ничего. Он служил только опорой, прибором для игры актёров — нечто вроде сложной комбинации из трамплинов, трапеций и гимнастических станков.
Мейерхольд буквально крушил основы старого сценического порядка:
«Как будто шутя, он выбросил на улицу из темных люков и с заставленной сцены склады холщовых декораций и картонной бутафории, сломал кулисы, оборвал софиты и рамповое освещение, снял портальные сукна, навсегда уничтожил занавес, превратил сцену в пустыню и вывел на нее смеющегося человека <...> — полугимнаста, полумима новейшей формации», – писал критик Борис Алперс.
В 1902 году Мейерхольд покинул МХТ и отправился в свободное плавание. Вскоре он станет главным режиссёром императорских театров – Александринки и Мариинки и вместе с тем ударится в смелые эксперименты. Даже создаст свой актёрский метод — полностью противоположный системе Станиславского.
Он считал, что реализм мешает самовыражению. Он не боялся задавать вопросы. Неужели обязательно за окном на сцене вешать нарисованный пейзаж? Неужели зритель в театре совершенно лишен воображения? Почему актер должен вести себя на сцене так, как в жизни? Разве это не лишает его средств выражения? Наконец, не отстает ли театр от таких искусств, как живопись или поэзия?
В 1907 году он поставил символистскую драму Александра Блока «Балаганчик», которая высмеивала культ мистики в искусстве. Это был первый в России спектакль условного театра, и он произвёл фурор.
К первой годовщине Октября Мейерхольд поставил «Мистерию-буфф» Владимира Маяковского. За сценографию и костюмы отвечал Казимир Малевич.
Московский театр под руководством Мейерхольда, просуществовавший с 1920 по 1938 год, к сожалению, совсем забыт. Прежде чем стать Государственным театром имени Мейерхольда, сменил названия Театр РСФСР-1, Театр ГИТИСа, Театр Актера, ТиМ (Театр имени Мейерхольда). В течение 1920-х здесь вышли такие знаковые спектакли, как «Великодушный рогоносец», «Смерть Тарелкина», «Зори», «Мистерия-буфф», «Земля дыбом», «Горе уму». Мейерхольд планировал радикально перестроить здание и превратить его в самый современный театр Москвы – проект 1930 года предусматривал сцену-трансформер с двумя вращающимися кругами и стеклянный купол. На время реконструкции ГосТиМ перебрался 1932 году в здание нынешнего Театра им. Ермоловой. В 1938 году ГосТиМ был закрыт приказом Комитета по делам искусств при Совнаркоме СССР «О ликвидации Театра им. Вс. Мейерхольда», в котором отмечалось, что театр «окончательно скатился на чуждые советскому искусству позиции и стал чужим для советского зрителя».
Мейерхольд экспериментировал не только на сцене, но и в педагогике. В 1921 году он организовал Государственные высшие режиссёрские мастерские, из которых потом вырос ГИТИС. Одним из первых его студентов был будущий кинорежиссёр Сергей Эйзенштейн. На этих курсах Мейерхольд создал технику актёрской игры, которую сегодня практикуют во всём мире – биомеханику.
Всеволод Мейерхольд родился 9 февраля 1874 года. В год 150-летия со дня рождения актера, режиссера и создателя актерской системы «биомеханика» Бахрушинский театральный музей проведет целый ряд мероприятий. Сейчас в музее-квартире Всеволода Мейерхольда в Брюсовом переулке ведутся ремонтно-реставрационные работы. Обновленная экспозиция здесь получила название «Изобретение будущего».
Ирина Мурзак
филолог, литературовед, театровед
доцент Департамента СКД и Сценических искусств, руководитель программы "Театральное искусство, медиакоммуникации в креативных индустриях" ИКИ МГПУ