Найти в Дзене
ПоУшиВКино🎬

“Девушка с браслетом” (2019, La fille au bracelet): Тогда суди сам себя (с)

Оглавление

Драма “Девушка с браслетом” поставлена французским режиссёром Стефаном Демустье (Stéphane Demoustier), а одну из ролей в ней исполнила его сестра Анаис Демустье (Anaïs Demoustier), ту самую настойчивую воинственную генерального прокурора, которая хваталась за любую мелочь против обвиняемой Лизы Батай (в исполнении Мелиссы Герс) и виртуозно оборачивала её как неопровержимую улику, приближающую её к тюремному сроку в 15 лет.

Эта история не опирается на реальное преступление из криминальных хроник. Это вымысел. За вдохновение Демустье взял аргентинский криминальный триллер “Обвиняемая” (2018, Acusada) Гонсало Тобаля.

Но именно на реальной истории основан телевизионный фильм 2011 года “История Аманды Нокс” (Amanda Knox). В нём по сюжету молодая американка (в исполнении Хайден Панеттьери) была обвинена в 2007 году в убийстве своей лучшей подруги Мередит Керчер и провела четыре года в тюрьме, прежде чем была оправдана в 2015 году.

Сюжет

16-летнюю Лизу Батай помещают под стражу на полгода по подозрению в убийстве лучшей подруги Флоры Дюфур. Подозрение пало именно на неё потому, что Лиза была единственным посторонним человеком в доме девушки роковым утром после вечеринки перед тем, как её обнаружили с семью ножевыми ранениями.

Через полгода Лизу выпустили из-под стражи, но закрепили на лодыжке браслет, трекер передвижений. Она вроде и на свободе, если не замечать браслета, но, конечно, он постоянно напоминает, что за ней теперь установлен постоянный контроль.

Следствие длилось два года, и 18-летняя Лиза Батай предстала перед судом, в ходе которого предстоит прийти к выводу, действительно ли этот подросток убил свою подругу после вечеринки.

Мысли и впечатления после просмотра

Может ли быть интересным фильм, в котором события развиваются скучно, потому что всё построено на диалогах, за которыми действие и спрятано? Если построить повествование так, как это сделано в “Девушке с браслетом”, то может. В центре внимания 18-летняя девушка Лиза, которую обвиняют в убийстве лучшей подруги Флоры, но та остаётся спокойной и невозмутимой до самого момента вынесения приговора. До этого у зрителя перед глазами проходили моменты, дающие скорее решение в пользу обвинения, чем оправдания.

Но всё же принять единое решение мешают финальный штрих с браслетом (на меня это произвело впечатление, считаю, что придумка яркая*) и проявление эмоций Лизы, резко контрастирующие с безразличием как на судебном заседании, так и вне зала суда. Да, её спокойствие сильно сбивают с толку. И, возможно, это замысел режиссёра разбить шаблон того, как должен выглядеть виновный/обвиняемый – должен ли он кричать и сопротивляться при задержании, задавать вопросы и плакать, чтобы заработать баллы на суде, либо допускается и такое поведение, как у Лизы Батай.

*я склоняюсь к мысли, что Лиза так сделала, чтобы постоянно напоминать себе о случившемся, не забывать то, что она произнесла в своей финальной речи – испытывает вину, что не заходила к матери Флоры, чтобы поддержать, потому что они, как ни крути, обе потеряли близкого человека, не закрыла дверь в то утро, когда спешила в школу за братом Жюлем.

Отсутствие ответа, приготовленного сценарием, и порождает интерес, и провоцирует рассуждения. Загадка не решается, она перекочёвывает в голову. Если бы ответ дали сразу, фильм можно было бы забыть быстрее.

По хронометражу драма короткая, всего полтора часа, потому здесь нет предисловий, лирических отступлений, здесь не балуют деталями, хотя бы как-то проясняющими густую завесу тайны, как именно Флора получила смертельные ранения. Открывающая сцена является сценой задержания Лизы жандармами прямо во время пляжного семейного отдыха, когда Лиза загорала в купальнике. То есть была уязвимой (о чём открыто заявляют скромные кусочки ткани), но при этом оставалась невозмутимой, словно её не смущает присутствие посторонних, она даже не спешила прикрыться при них. И эти её спокойствие, безразличие были при ней постоянно.

-2

Даже когда начали открываться подробности о её личной жизни. Об этой жизни даже не знали родители, они не подозревали, что их дочь-подросток намного взрослее, чем они думали. По сути, драма “Девушка с браслетом” больше рисует портрет обвиняемой, а не разбирает преступление в привычном смысле.

Лиза Батай (в исполнении Мелиссы Герс). Это была дебютная роль актрисы
Лиза Батай (в исполнении Мелиссы Герс). Это была дебютная роль актрисы

Лиза и Флора были обычными подружками, чья дружба потерпела серьёзное испытание, когда в их отношения вмешался мальчик. Оказалось, что Флора опубликовала видео с участием Лизы, чем разозлила подругу. Возможно, публикация видео стала проявлением злости на подругу, что та так развязно (назовём так) повела себя с Натаном, парнем, проявлявшим интерес к Флоре. Выяснилось, что Лиза – девушка очень свободных нравов. Её половая жизнь началась рано, да и во время следствия она не сбавляла темпов (к ней в гости приходил некто Диего, пробираясь через балкон, как Ромео к Джульетте). А с Флорой перемирие случилось на вечеринке, причём в одной кровати.

Более того, в этом фильме сквозит идея того, что человеком движет исполняемая им “роль”. Прокурор осуждает, потому что это его обязанность – найти веские аргументы против обвиняемого, мать видит своего ребёнка невиновным потому, что она мать, подружки лгут друг другу о взаимной любви, потому что так устроены отношения, люди угрожают друг другу убийством, потому что это фигура речи, просто слова, которые ничего не значат. Словно сценарий драмы ненавязчиво намекает, что и суд – это чистая условность, просто у присяжных, судьи, адвоката и прокурора такая обязанность: вынести приговор, а до Лизы Батай и Флоры Дюфур как таковых им нет дела. Лиза Батай и её безразличие отображает в общем это состояние общества к чему-то вокруг.

Словом, мысль эта не оригинальная, она звучала в сериале “Как избежать наказания за убийство” (How to Get Away with Murder): “В суде нет истины, лишь ваша версия случившегося против их. Так работает система правосудия: суть не в том, что правильно и честно, а в том, чтобы рассказать самую убедительную историю”.

Отчасти эта мысль поддерживается речью адвоката Лизы, которая попыталась донести до присяжных мысль о том, что взрослые ничего не знают о подростках, какую жизнь они ведут, чему радуются и чем интересуются, каковы их принципы и отношение к собственному телу. Это рассуждение можно распространить и шире – что люди знают о том, что выходит за границы их интересов? И стоит ли осуждать другого, если тот живёт иначе, чем осуждающий. Адвокат как будто отклонилась от сути процесса в начале своей речи, начав оправдывать именно подростковые эксперименты Лизы, а не то, в чём её обвиняют, и это как будто и есть тайный план сценариста рассказать о подростках как о взрослых людях, способных на серьёзные действия, что они уже не дети и с ними надо считаться; а также это идея о том, что людей часто судят по внешним проявлениям, по поведению, например, объясняя молчаливость скромность, громкий голос – агрессией, нелюбовь к улыбкам – необщительностью и так далее. Но в итоге адвокат вышла на то, что суд должен быть справедлив, практически “наш суд самый справедливый суд в мире”.

При просмотре постоянно вспоминала криминальную драму “Преступление из-за любви” Алена Корно (2010, Crime d'amour – Alain Corneau) с Людивин Санье и Кристин Скотт Томас в главных ролях. Она тоже медлительная, тихая и примечательна собранной и спокойной главной героиней Изабелль (Санье), которая выработала стратегию невиновности и ей удалось обмануть правосудие. В “Девушку с браслетом” даже нож “подбросили” оттуда (у Корно тоже решающую роль сыграл нож). Я даже думала, что у Демустье в драме найдётся место фрагменту с тем, как всё было на самом деле, но тут решили оставить его закрытым, чтобы как раз и вызвать тот самый интерес и спровоцировать рассуждения, чуть ли не примерить на себя роль Судьи, каково это.