Посмотрел переполненный всевозможными политическими и философскими ассоциациями франко-бельгийский фильм, незаметно промелькнувший на фоне триумфального шествия отечественного кинематографа на экранах страны. Уф! Наконец-то закончил предложение. Учусь у мэтров. Вы ведь знаете, что я за короткий метр, так сказать. За веское слово.
И сразу быка за рога! Или кого-то там ещё то ли за жабры, то ли за мохнатые уши. Знаете, откуда у них уши растут? Представляете, оттуда же, откуда и у всех: из головы!
Итак, о фильме.
Год производства: 2023
Страна: Франция, Бельгия
Жанр: ужасы, фантастика, драма, детектив, приключения
Слоган: «Ты не сможешь победить свою истинную природу»
Режиссер: Тома Кайе
18+
В главных ролях: Ромен Дюрис, Поль Киршер
Это фантастика. В мире некоторые люди превращаются в животных. Например, супруга и мать главных героев. Превращаются по неизвестным причинам. Якобы мутируют. Во Франции (или каком-то франкоязычном государстве) их называют «монстрами», «существами», «зверолюдьми» и т.д. Пытаются лечить. Примерно как в 2019 от ковида. То есть безрезультатно. В лучшем случае. В худшем – пытаются оперировать. Крылья там, клювы, когти подрезать. «Звери! Они не люди!» – как пел К.Кинчев. В Норвегии, кстати, мутантам, по словам героев фильма, пытаются создать комфортную среду. Рискну предположить, что в зимних видах спорта для них привычно делают исключения. Надо же всем давать возможность самовыражаться! И астматикам, и мутантам.
Бородатый толерантный папаша изо всех сил пытается сохранить семью. Жена же его явно начиталась сказок Салтыкова-Щедрина и довольно быстро обросла шерстью снаружи и внутри. Как говорится, сколько её ни корми, а она в лес смотрит. А потом оттуда на вас…
В свободной от моральных ограничений Европе в основном новых животных не одобряют. Более того, предпочитают решать проблему с помощью насилия. За редким исключением. Исключения, кстати, готовы даже к сексуальной жизни с мутантами. А что? Если зверушка не возражает… И без фантастов законы, такое разрешающие, имеются.
Подробно показан процесс «превращения». Очень убедительно. Вообще в плане натурализма фильм порой слегка перебирает. Я когда-то писал: «Прыщи рвались наружу роком». Так вот. Тут рока нет, но всего остального…
Где натурализм, там никак не обойтись без пугающе чувственной Адели. Адель Экзаркопулос (есть те, кто без запинки её фамилию произнесёт по памяти?) играет не главную роль. Она тут полисвумен. Или фам-полис. Кому как нравится. Загорелая, слегка опухшая. Переживает, наверное. Или 23 Февраля отмечала целый год. Всё равно молодец. Мне кажется, ей сценарий никогда даже не показывают. Она просто живёт в кадре. Жаль, в фильме так и не раскрыли какую-то тайну её героини. Весьма вероятно, она не так проста, как кажется. Может, из каких-то не потерявших человеческий облик мутантов.
Сценарий всё-таки не доработан. И не только персонаж Адели. С заповедником/резервацией/королевством зверей ещё больше непонятного. Какое-то смешное заграждение на въезде в него поставили. Причём по обочине объехать можно беспрепятственно. А вот если это заграждение сбить, из кустов моментально выскакивают жандармы. Загадка природы! Не иначе как план «Перехват» разрабатывал ещё незабвенный Крюшо.
В фильме опытный зритель моментально обнаружит множество отсылок к отечественной классике. «Дикого помещика» я сразу узнал. Приглядевшись, не мог не отметить и других популярных героев: горьковских Ужа и Сокола, чеховского Хамелеона, аксаковское Чудище лесное…
Вот не могут они без нас! Нельзя! Запретная тема. Но… Хочется ведь. Скучают, небось, ждут, когда заключим их в свои любящие объятья. Вон и про два года с момента начала «мутации» не случайно обмолвились. И о необходимости понять и простить (не по Бородачу, а по Чехову, кстати) заранее предупреждают. Мол, поиграем во врача и пациента, пободаемся слегка, посопротивляемся и… Как говорили Труляля и Траляля из советского мультика: «Подерёмся часов до шести, а потом пообедаем». Да. Дягилевские недели, ароматы бистро, подмосковные вечера так притягательны. И очень хочется поскорее на рынок. Раздолья, разумеется. Реверса. Ладно, хватит рычать! Что мы, звери какие-нибудь? В их глазах – да. И ничего тут обидного!
В финале нас отпускают на все четыре стороны. Заметьте: добровольно. В общем, всё будет хорошо. Почва подготавливается. Необходимость решения «Понять и простить» созревает. «А что остается мне?» – как пел некогда А.Лаэртский. Се ля ви. Франкоговорящие европейцы это знают как никто другой. И каждый раз на одни и те же грабли, несмотря на это знание.
Удивительно приятный момент: в фильме нет ни трансов, ни травести. Правда, звероориентация некоторых подводит… Но мы ж понимаем, кого под зверями подразумевают. Мы не против. Увы, Адель во всей красе так свой талант и не раскрыла. Не нашлось подходящего рептилоида. А бородач был занят семейными проблемами.
Одно непонятно: куда делся любимый пёсик главного героя? Подозрительно как-то пропал. Хозяин схарчил? Или его икароподобный друг? А может, обиделся? Да, очень много недоработок. Сыровато всё как-то. Но грим неплох. Наши вон как гордятся гримом Кикиморы в сериале «Сергий против нежити»! Ценой неимоверных усилий создали национально идентичный образ. А у них всё налажено. Поставки из Китая бесперебойные. Хочешь чешую, хочешь шерсть, хочешь копыта – всего вдоволь. Некому только «ситроены», «рено», «пежо» продать…
Грустно и смешно. Смешно и грустно. Куда мир катится? Плохая экология, говорят, всему виной. Чернобыль, Фукусима, Авачинская бухта, Бхопал, Мексиканский залив… Час от часу не легче. Не иначе гречка опять подорожает. После выборов. Есть такая народная примета. К дождю. И не только.
В общем, пора подводить итоги, а то вы, смотрю, заскучали. Фильм, кстати, не скучный. Разговоров немного. Что вполне понятно: животные без слов обходятся, пора и людям привыкать. Есть даже немного экшена. «Погоня, погоня, погоня, погоня...» – как пели в популярнейшем советском боевике. Тут, конечно, ни белогвардейцев, ни басмачей нет. Но не без стрельбы. Многожанрово, как в официальной информации о фильме: ужасы, фантастика, драма, детектив, приключения. Всего понемногу. Судя по всему, салат «Весне я рад» поросёнка Плюха в мире очень популярен. Если помните, был в нём устраивающий всех ингредиент: «А для вкуса положите полкило чего хотите». Единственный, на мой взгляд, недостаток – отсутствие музыки. Так, какой-то шансончик 2003 года, любимый мамой-росомахой (или мега-ленивцем?) звучит. Сэкономили. Опять без Корнелюка попробовали обойтись. Ну, тут простительно: это ж не экранизация самого главного романа на русском языке. О нас вообще мало думали. Хотя… Как пел глупый Слонёнок (пти элефан, по-французски, если не изменяет память): «И мысли все мои полны одними поросёнками…» Но мы-то знаем, кого он имел в виду. Нас там ещё не забыли. Вон даже фильмы про нас снимают.
Так где же грустно? Да везде. И у нас, и у них. И нам без них. И им без нас. Их беспокоит наше внезапное одичание. Нас – их нездоровая реакция. Мы хотим нормального спорта с флагом и гимном, некитайских машин и ещё чего-нибудь, желательно качественного и дешёвого. Они пытаются нас лечить или уничтожать. Но внутри на самом деле готовы понять и простить. Осталось сделать только шаг… Но вокруг, увы, слишком много мин, страхов и противоречий… И ещё чего-то, во что наступать крайне неприятно.
Ладно, будем считать, что моя буйная фантазия к данному фильму не имеет отношения. Якобы насущный вопрос признания за другими права на жизнь не так актуален для современного мира, как мне показалось. У всех свои интересы. Каждый сам за себя. Нормальный такой закон джунглей. Мира животных. Или королевства зверей, если верить переводчикам. Но кто из нас зверь, а кто человек? Тот, кто по мирным жителям прямой наводкой, в какой части леса? В правильной или неправильной?
О смешном. Самый забавный зверочеловечек – кротокрыс в наколках. Настоящая находка. Из-за него одного не зря смотрел. Вот вам и буйная фантазия. Хоть кто-то ещё не понял, что это про нас?! Даже американцы после кадра с этим уголовным символом России сразу как один с укором посмотрят в сторону Трампа: «Опять эти твои в наши демократические выборы вмешиваются!»
Всё. Заканчиваю. Если вы морально себя приготовили к просмотру, убедитесь, что располагаете достаточным запасом времени: фильм идёт два часа. Слишком знакомых лиц тут не встретите. Как уже сказал, в роли приглашённой звезды только Адель Экзаркопулос. Любители французского кино, думаю, бородача Ромена Дюриса опознают. Остальные 100% глаза не успели намозолить. Поль Киршер, кстати, хорош. Надеюсь, его ждёт заслуживающая его таланта карьера.