Почему при одинаковых речевых заключениях дети по-разному выходят в речь?
Это частый и болезненный вопрос, возникающий у родителей. Невозможно не сравнивать детей, постоянно мамы прикидывают тот или иной случай на ситуацию со своим ребёнком. Даже не буду призывать смотреть на динамику ребёнка только относительно его самого полгода или год назад. Это основной постулат, который все знают и практически никто не выполняет.
Причина разности в динамике очевидна: нет "чистых" диагнозов. Всегда что-то присоединяется к основной, ведущей проблеме. А в медицинской карте зачастую пишут заключение по самой выраженной симптоматике. Динамика же весьма сильно зависит от того, что осталось за скобками диагноза.
Большинство моих учеников имеют "официальную" запись в карте, не в полной мере совпадающую с тем, что есть на самом деле. Причем делается это в интересах ребёнка. Так, у Вани с сенсомоторной алалией, обозначена только стертая дизартрия. Невролог решила, что раз идет речевая динамика, то не стоит "утяжелять" заключение. Я тоже всегда стремлюсь к тому же, пишу "облегченный" вариант, если не стоит вопрос о получении инвалидности. Но всегда предупреждаю маму о реальном состоянии ребенка и сообщаю о том, сколько понадобится времени на коррекцию.
Есть, казалось бы, совершенно "непробиваемые" для возникновения речи связки диагнозов. Один из моих учеников, Вася, кроме сенсомоторной алалии имеет ещё и нейросенсорную двустороннюю тугоухость 2-3 степени. Без слухового аппарата он не слышит речь окружающих. А из-за сенсомоторной алалии в начале коррекционного процесса не мог понять то, что слышал с аппаратом. Как мы сделали ему речь?? Труд и ещё раз труд. Многолетний, с 2,5 до 7 лет. "Лепка" артикуляторных поз в ручном режиме при вызывании речи. Почти год (!) Вася мог произносить только гласные, широко открывая рот. Он вообще не мог произвольно управлять челюстью, на любую стимуляцию распахивал рот во всю ширь и говорил "ААА". И ведь справились! Рот закрыли, звуки отработали, речь понимать научили. Правда была дополнительная сложность. Пришлось отдельно отрабатывать все произносительные нормы русского языка перед школой. Вася к 6 годам хорошо говорил, но слишком правильно, как будто постоянно читал внутренний текст. Поэтому учили оглушать звонкие согласные в конце слов, не произносить "О" в безударной позиции и т.п. Ведь мальчик говорил так, как написано: "За Окном рос дуБ." Васю выручала отличная память, он запоминал правила произношения и учился себя контролировать. Так что осилили и эту проблему.
Понятно, что без феноменального трудолюбия мамы Вася не смог бы пойти в школу с массовой программой. Хотя сама она скромничала и часто повторяла: "У нас очень хороший папа!" А я ещё добавлю, что и дедушка с бабушкой не стояли в стороне. Позиция семьи была такой: это наш мальчик, он растёт и развивается так, как может.
Когда Вася перешёл в 5-й класс, они с мамой приезжали ко мне в гости.
В табеле у Васи были только пятёрки. В 7 классе вдруг стали появляться четверки. Мама со вздохом сообщила, что сын стал поглядывать на девочек. После этих слов я совершенно успокоилась за судьбу мальчика, всё у него в балансе. Не учебой единой занят! У него грамотная чистая речь, ему идут слегка удлиненные волосы, которые прикрывают слуховой аппарат. После нового года мне пришел видео звонок. На экране я увидела симпатичного молодого человека и как раз по прическе догадалась, что это Вася! Он заканчивает 11-й класс, готовится к экзаменам. Все у него по чёткому плану и с позитивным настроем. Слушала Васю и думала о том, что не имеет значения, сколько лет ушло на то, чтобы научить его говорить. Важно, что он прекрасно владеет речью и у него впереди множество открытых дорог.
Всем успехов в развитии речи!