Применительно к Венгрии такая характеристика звучит непривычно, однако прямо сейчас эта страна оттесняет с передовых позиций многих вчерашних лидеров и даже Германию, страну, которую много десятилетий было принято считать «локомотивом Европы».
Не секрет, что немецкая экономика переживает свои не лучшие времена: из-за взлетевших цен на энергоносители, вызванных разрывом экономических связей с Россией, случился настоящий исход немецких предприятий за границу, а в ряде случаев попросту их закрытие. Наиболее яркими примерами могут служить закрытие заводов химического концерна BASF и распродажа своей сети автосалонов автопроизводителем Mercedes-Benz.
Ситуация с немецким автопромом — это вообще особый случай. Под натиском китайских конкурентов немцы отступают по все фронтам, и пока никто не знает, где они остановятся и остановятся ли вообще. Последние сто лет в мире практически безраздельно правили бал автомобили с двигателями внутреннего сгорания, и в этом немецкий автопром стабильно был в передовиках. Но с наступлением автомобилей электрических оказалось, что противопоставить китайским товарищам немцам по-сути нечего.
Китай уже сейчас производит больше электромобилей, чем весь остальной мир вместе взятый. В прошлом году лидер китайского автопрома BYD обогнал по объёмам продаж американскую Tesla и стал мировым лидером в производстве электромобилей. BYD также вытеснил немецкий Volkswagen с первого места по продажам автомобилей в самом Китае, где немцы традиционно занимали передовые позиции. Сейчас китайские автопроизводители массово открывают автосалоны и дилерские центры по всему Евросоюзу, и еврочиновники попросту не знают, что делать с лавиной недорогих и вполне качественных китайских автомобилей.
BYD (Build Your Dream) означает «Построй свою мечту». Основателю компании Ван Чуаньфу построить мечту действительно удалось.
Следует также добавить, что времена, когда китайский автопром незатейливо копировал дизайн европейских авто, привнося при этом китайский колорит, давно прошли. Лучшие мировые дизайнеры, ранее работавшие в Audi, Mercedes и Volkswagen, давно трудятся в «Срединном государстве», так что сейчас именно китайский автопром задаёт мировые тренды в области автомобильного дизайна.
Когда в начале прошлого года американский автомобильный концерн Ford объявил о своём решении закрыть свой завод в Саарлуисе, западногерманская земля Саар, это в общем-то никого не удивило. Завод в Германии производит традиционные автомобили, такие как Ford Focus, а американцы захотели сделать акцент на производстве электромобилей. Не удивило и то, что Ford решил свой новый электромобильный завод построить не в Германии, а в Испании. Эта страна бьёт все рекорды по закупкам российского сжиженного газа, обеспечивая таким образом приемлемые цены на электроэнергию для своих промышленных предприятий. Чего не скажешь о Германии., которая перешла в отношении российских энергоносителей в тотальную оборону. Так что здесь американцы вновь продемонстрировали свой известный прагматизм в делах.
Удивило то, что вообще никто не захотел купить немецкий завод, чтобы перепрофилировать его на выпуск тех же электромобилей. Немцы очень рассчитывали на китайских товарищей, и в особенности на BYD. Но ничего не вышло: BYD сделал свой выбор в пользу Венгрии. В конце прошлого года эта китайская компания (к слову, частная) объявила, что построит в городе Сегед «блестящий новый завод в сердце Европы». Это будет первый европейский завод китайского гиганта, который будет производить электромобили и подключаемые гибриды для европейского рынка.
Действительно, почему бы его не построить именно в Венгрии? Недорогой российский трубопроводный газ исправно поступает в эту страну по прямым долгосрочным контрактам, строительство второй очереди атомной электростанции Пакш российским Росатомом идёт семимильными шагами: сооружаются два новых энергоблока. Так что выбор китайцев далеко не случаен. К тому же у BYD уже есть завод в Венгрии, в городе Комаром, который производит электрические автобусы.
Накануне объявления китайцами решения о строительстве завода в Венгрии премьер-министр этой страны Виктор Орбан посетил штаб-квартиру BYD в китайском Шэньчжэне, где заявил, что «Венгрия приветствует предприятия, финансируемые Китаем, и имеет твердое желание сотрудничать с вами». В общем, в отличие от лидеров многих других западных стран этот прагматичный политик умеет выстраивать выгодные для своей страны отношения с ключевыми странами мира. Нам, в России, это тоже хорошо известно. Шэньчжэнь Орбан посещал в рамках участия в форуме «Один пояс и один путь», где не преминул встретиться со многими представителями китайской политической и экономической элиты.
Хорошо известно, что самая дорогая часть электромобиля — это тяговая аккумуляторная батарея. Их дефицит Венгрии точно не грозит: мировой аккумуляторный лидер китайский CATL (Contemporary Amperex Technology) строит свой завод в Дебрецене, на востоке Венгрии. В общем, эта страна становится стартовой площадкой китайского автопрома для «покорения» Европы.
Но одним автопромом дело не ограничивается: лидер китайской электроники Huawei построил свою крупнейшую логистическу базу за пределами Китая именно в Венгрии: в Европейском центре поставок Huawei работает более 2000 человек. Отсюда осуществляются поставки продукции Huawei в более чем 50 стран Европы, Центральной Азии и Северной Африки. Кроме того Huawei будет разрабатывать системы зарядки и создавать электромобильную инфраструктуру как в Венгрии, так и в Евросоюзе в целом.
Хотя Венгрия шаг за шагом превращается в китайский экономический форпост на континенте, одним Китаем дело не ограничивается. CATL строит свой аккумуляторный завод в Дебрецене в партнёрстве с Mercedes-Benz, а по соседству, в этом же городе, возводятся ещё два аккумуляторных завода: немецкого автопроизводителя BMW и ещё одного китайского производителя аккумуляторных батарей EVE Energy. Помимо производства аккумуляторов BMW также планирует производитьв Дебрецене как традиционные автомобили, так и свой новейший электромобиль Neue Klasse. Так что Венгрия, страна с 10-миллионным населением, уверенно идёт к тому, чтобы стать четвёртым в мире производителем аккумуляторных батарей для электромобилей (после Китая, США и Германии) и одним из новых лидеров европейского автопрома.
На фоне того, что происходит во многих других европейский странах, ситуация складывается очень любопытная: маленькая Венгрия, ранее не замеченная в особых экономических достижениях, буквально на глазах становится самым настоящим европейским «экономическим тигром».