В Русском музее, в Михайловском дворце, среди работ Павла Федотова обращает на себя внимание небольшой по размеру и очень лиричный, камерный портрет молодой девушки за фортепиано.
На картине изображена младшая сестра Павла Ждановича — друга и сослуживца Федотова . Ещё во время службы Жданович познакомил товарища со своей большой семьёй, в которой тот впоследствии всегда находил тепло и поддержку. И все Ждановичи, милые и добрые люди, до самой смерти были друзьями Федотова, и он неоднократно писал их портреты.
Надежда Петровна Жданович (1836 — 1915 гг.) — дочь П.В. Ждановича и его второй жены, Ольги Петровны, воспитывалась в Императорском воспитательном обществе благородных девиц при Смольном, выпущена в 1854 году. На портрете мы видим её в голубом платье с белым передником — форменной одежде воспитанниц Смольного института (3-ий возраст).
Искусствоведы считают представленный выше портрет Надежды Жданович самым значительным портретным произведением Павла Федотова. Художник объединил в нём портретную и жанровую задачи, показав обстановку, интерьер, в котором находится модель, а также действие — игру на клавесине. При этом девушка смотрит на зрителя, словно что-то отвлекло её , заставив прервать игру и повернуть голову.
Внимательный взгляд, умное лицо и очарование, которое исходит от девушки. Надежде 13 или 14 лет, но чувствуется, что она обладает сильным характером. И при этом очень мила. В её облике чувствуются благородство и чистота.
Известно, что впоследствии Наденька вышла замуж за офицера Финляндского полка А.И. Вернера, который потом стал генералом от инфантерии.
Надежда Петровна прожила долгую и достойную жизнь. Бережно сохраняла работы Федотова, которые он дарил Ждановичам, а также автографы его стихотворений и около сорока писем. Письма, к сожалению, пропали в исторических бурях непростого времени, а картины и рисунки Федотова Надежда на закате своих дней, когда уже шла Первая мировая, передала в Русский музей. Среди переданных работ был и её портрет за клавесином...
Среди подаренных Русскому музею работ был и ещё один портрет Надежды Петровны. Акварельный рисунок, созданный Павлом Федотовым в 1847 году, когда Наденьке было 10 или 11 лет.
Тоже серьёзный и умный взгляд, отсутствие кокетства, чистота и достоинство. Одновременно с этим портретом Федотов создал парный акварельный портрет Ольги, сестры Надежды, в таком же красном платьице с голыми руками. Увы, портрет Оли не сохранился, но мы можем видеть портреты обеих девочек на принадлежащем сейчас Третьяковской галерее портрете их матери, Ольги Петровны.
Приведу здесь также репродукцию автопортрета художника, выполненного им в 1848 году.
А в заключение, как обычно, рекомендую свои любимые каналы об изобразительном искусстве.