«Я не представляю себе ничего более оригинального, более нового в искусстве театральных художников, как произведения Исаака Рабиновича! Исаак Моисеевич Рабинович своего рода – Мейерхольд в области театральных декораций. Да! Да! И еще раз да! Я не боюсь этого сравнения, потому что Исаак Рабинович является великим Новатором в декоративном искусстве театра!
Студент театрального училища им. Щукина Олег Измайлов»
– это один из отзывов о персональной выставке произведений Исаака Моисеевича Рабиновича, которая проходила в Москве в 1962 году.
Но вернемся в 1894 год. «Исаак родился в многодетной семье художника-самоучки, ушедшего на заработки уже 10 лет от роду из глухого местечка Тимковичи Минской губернии далеко за ее пределы в г. Киев. Работая у хозяина живописца вывесок, отец наш лишь украдкой по ночам при керосиновой лампе рисовал и для себя, и за это хозяйка бросала в него горящую лампу, недовольная тем, что живописец делает что-то не на хозяина.
Вот так, во чреве матери уже зародился продолжатель отцовских дум и стремлений, впитавший с молоком матери любовь к живописи.
Обстановка нашего дома давала широкие возможности пользоваться кистью и красками – все было подчинено мастерской отца, в которой Исаак уже с детским лет работал с отцом, помогая ему в оформительской и вывесочной работе. Отец, будучи в своей отрасли лучшим мастером, требовал большого усердия и труда от Исаака. Но стремления Исаака уже с детских лет определились и в другом направлении. Необыкновенная любовь к театру побудила Исаака еще малышом организовать детский дворовый театр…», – писала в своих воспоминаниях, наполненных теплотой и любовью, одна из его современниц.
Вобрав в себя все новые искания художественного языка, совместно с Александрой Экстер Рабинович основал мастерскую декоративного искусства. Он стоял у истоков кинематографии, работал над оформлением мозаичных панно и барельефов станций Московского метрополитена, проектировал витражи и интерьеры Дворца Советов (неосуществленный проект). Но все же смыслом всей его жизни был театр. Как театральный художник он работал Большом театре и театре Вахтангова, в Театре Корша и Театре Соловцова.
Вершиной его творчества считается художественное оформление спектакля «Лисистрата» Аристофана в постановке Вл.И. Немировича-Данченко. Оно получило Гран-при Международной выставки художественно-декоративных искусств в Париже в 1925 году. Работа была восторженно встречена современниками, но вместе с тем, сильно опережая время по характеру образности и принципам пространственного решения, смелые идеи художника в полной мере были оценены гораздо позже.
Среди его работ было немало замечательных и по праву вошедших в сокровищницу отечественной сценографии: «Карменсита и солдат» Ж. Бизе, «Растратчики» В. Катаева, «Блокада» В. Иванова и, конечно, «Гроза» А. Островского. Впервые в этом спектакле Рабинович применил живописную роспись по готовому костюму, сшитому из холста. Этот прием впоследствии будет широко применяться театральными художниками.
Спектаклям, оформленным Рабиновичем, присущи яркая зрелищность, сочетание архитектурно-объемной декорации с декоративно насыщенной живописью и метафоричность, которые превращают сценическое пространство в одно из главных средств театральной выразительности.
Произведения Исаака Моисеевича хранятся в Государственной Третьяковской галерее, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Театральном музее им. А.А. Бахрушина и частных собраниях. Рабиновича, без сомнения, можно считать художником, который опередил свое время и дал толчок развитию авангардной сценографии не только в России, но и за рубежом.
* * *
Документы художника были переданы в ЦГАЛИ в 1966 году его сестрой Розалией. Фонд 2635 состоит из 128 единиц хранения за 1911–1966 годы.
Первый раздел описи включает в себя эскизы декораций, костюмов, монументально-декоративного оформления, рисунки, портреты, наброски и фотографии макетов и сцен из спектаклей, оформленных И.М. Рабиновичем. Особенно интересны эскизы витражей и мозаик для Дворца Советов, мозаичные панно портала вестибюля метро Бауманская и Павелецкая, ковровое панно «Туркмения» и скульптурно-художественное панно для оформления МГУ.
В тетрадях и альбомах в основном содержатся эскизы декораций и костюмов к спектаклям, эскизы проекта Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, а также портреты родственников и друзей художника.
В разделе «Рукописи» сосредоточены статьи биографического и творческого характера, выступления И.М. Рабиновича о работе театрального художника и оформлении спектаклей. Среди корреспондентов Исаака Моисеевича можно выделить Б.Е. Захава, И.С. Козловского, С.М. Михоэлса, Н.А. Шифрина. Интересны письма В.И. Немировича-Данченко об участии художника в проектировании и строительстве Музыкального театра и об оформлении спектакля «Борис Годунов» во МХАТе, С.С. Прокофьева – об оформлении его оперы «Любовь к трем апельсинам» для Гранд-опера в Париже, Р.Н. Симонова – о декорациях и костюмах к спектаклю «Олеко Дундич».
Материалы к биографии включают в себя мандаты, пропуска, командировочные удостоверения различных организаций, где работал художник, дипломы, присужденные И.М. Рабиновичу за участие в Международных выставках, договоры с театрами на оформление спектаклей и издательствами на исполнение иллюстраций, орденская книжка и удостоверение о награждении орденом Трудового Красного Знамени, почетные грамоты, анкеты и автобиографии.
Шестой раздел – «Собранное», включает в себя рукопись В.Н. Маккавейского «Вступительное слово к выставке японской гравюры» и записку И.В. Экскузовича о технических установках на сценической части Большого зала Дворца Советов.
В следующем разделе описи хранятся статьи о творчестве художника, копия письма Е.Е. Лансере к Б.М. Иофану о работе И.М. Рабиновича над ковровым панно для Дворца Советов, воспоминания о художнике, написанные С.Г. Крепак, Книга отзывов о персональной выставке работ И.М. Рабиновича (1962), машинописная книга со статьями и воспоминаниями о художнике.
Заключает опись раздел с изобразительными материалами. Это фотографии И.М. Рабиновича индивидуальные и с Н.И. Альтманом, М.Ф. Астанговым, А.Г. Тышлером, Н.А. Шифриным, фотографии стендов выставки работ художника, фотографии родственников и кадров из фильма С.М. Эйзенштейна «Броненосец Потемкин», эскизы декораций к спектаклям Кабуки и др.
Помимо этого, личные дела Исаака Рабиновича хранятся в фонде Государственного академического Большого театра СССР (ГАБТ) (ф. 648) и в фонде Высших государственных художественно-технических мастерских и Высшего государственного художественно-технического института (ВХУТЕМАС, ВХУТЕИН) (ф. 681), а его фотографии можно увидеть в фонде Коллекции архивов деятелей театра (ф. 2620).
Н.Ю. Грянченко,
главный специалист РГАЛИ