В новых российских регионах активно идет восстановление промышленной и социальной инфраструктуры. По данным Минстроя РФ, эту работу сейчас ведут свыше 46 тысяч строителей и более 5,5 тысяч единиц техники. Эксперты aif.ru рассказали, как создавался промышленный потенциал Донбасса и какие важнейшие объекты необходимо реанимировать в первую очередь.
Что досталось
Если попробовать дать краткую ретроспективу становления промышленности на востоке Украины, то начать стоит с декабря 1927 года, когда была принята программа первого пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР. Тогда Донбасс являлся единственной угольно-металлургической базой страны. При этом, как отмечают эксперты, из 35 ключевых промышленных объектов СССР на Украине возводилось более трети: Днепрогэс, Харьковский тракторный завод, Краматорский машиностроительный завод, металлургические заводы в Запорожье, Кривом Роге, Мариуполе и др. Всего за годы первых пятилеток в Донбассе было построено 245 предприятий. Наиболее значительными были «Азовсталь», Новокраматорский машиностроительный завод, Краматорский завод тяжелого станкостроения. До начала Великой Отечественной войны на донецком угле работало около 60% металлургии и железнодорожного транспорта страны, около 70% всей химической промышленности, около 50% электростанций СССР. За годы довоенных пятилеток добыча угля в Донецком бассейне возросла более чем втрое — с 27,3 млн тонн в 1927-1928 гг. до 85,5 млн тонн в 1940 г.
Большая часть этого промышленного потенциала во время Великой Отечественной войны была полностью разрушена и восстанавливалась всей страной. Стоит отметить, что восстановление шло ударными темпами, так что в послевоенный период регион довольно быстро снова занял одно из лидирующих мест в промышленном производстве СССР.
По выпуску многих видов продукции регион играл важнейшую роль как на Украине, так и в странах СНГ. Это касается доменного, сталеплавильного и прокатного оборудования, цемента, добычи соли, производства кокса. Кроме того, Донбасс имел огромное значение в военном потенциале, так как здесь было сосредоточено до 30% всего военного производства Украины.
К началу 2000-х годов на Донецкую, Луганскую и Харьковскую области приходилось около 23,5% совокупного валового регионального продукта (ВРП) Украины, 20% населения, 15% территории страны, почти 85% добычи угля, 45% добычи газа и 33% промышленного производства.
Что осталось
Оценивая сегодняшнюю ситуацию с промышленностью региона, можно провести параллели с первыми годами после Великой Отечественной войны, отмечают эксперты. И дело не только в физическом разрушении многих объектов промышленности, например, «Азовсталь», или Мариупольский морской порт.
«Причина в том, что долгие годы управление основными предприятиями этих регионов велось по принципу "выжимай до последней капли", — говорит доцент кафедры корпоративного управления и инноватики РЭУ им. Г. В. Плеханова Максим Максимов. — В результате украинский бизнес исчерпал ресурсы оборудования». Впрочем, оказалось, что доставшийся в наследство ресурс оказался на редкость живучим и долговечным и даже сейчас позволяет в сравнительно сжатые сроки восстановить деятельность большинства системообразующих предприятий региона. «Новые территории обладают рядом уникальных производств и источников ресурсов, которые при хозяйственном и стратегическом подходе способны дать существенный вклад не только в экономику региона, но и не потеряться в общероссийском масштабе», — считает он.
Выбрать приоритет
Вот лишь несколько наиболее значимых, по мнению эксперта, объектов.
Мариупольский судоремонтный завод — крупнейшее предприятие акватории Азовского моря. Завод специализируется на судоремонте, судостроении, машиностроении и перевалке грузов, ремонте морских и речных судов. «Спрос на подобные услуги всегда устойчивый, поэтому следует крайне внимательно изучить перспективы его скорейшего запуска, — полагает Максим Максимов. — Кроме того, в синергии с Мариупольским морским портом этот завод способен стать одним из столпов инфраструктуры, способным обеспечить не только транспортную связность региона по морю, но и дать работу тысячам квалифицированных специалистов из числа местных жителей».
Новокраматорский машиностроительный завод (НКМЗ), который способен производить технику для горно-металлургической и энергетической промышленности. Это один из крупнейших заводов тяжелого машиностроения в мире.
«К числу приоритетных для восстановления можно отнести также Авдеевский коксохимический завод, который на протяжении десятилетий обеспечивал коксом металлургические комбинаты Донбасса, — считает промышленный эксперт Леонид Хазанов. — Также могут и должны быть реанимированы заводы по производству стальных конструкций и стройматериалов — их продукция наверняка окажется востребованной в регионе». Кроме того, отмечает Леонид Хазанов, Донбасс — это не только добыча угля, но и сельское хозяйство, химия и многое другое.
И газ теперь у нас
Еще один градообразующий завод Мариуполя — металлургический комбинат имени Ильича — возобновил свою работу в ноябре прошлого года, напоминают эксперты. На сегодняшний момент функционируют три цеха, всего же на производстве трудятся более 3 тысяч человек. Продукцию направляют на восстановление других корпусов предприятия, а также разрушенных городов и сел ДНР. До начала боевых действий на заводе трудилось порядка 14 тысяч человек, в ближайших планах руководства региона продолжить запуск мощностей комбината. Ожидается, что на запланированный уровень производства комбинат выйдет к концу 2025 года, когда в его цехах будут трудиться порядка 24 тысяч человек.
«Новые территории богаты полезными ископаемыми, и речь идёт не только об угле, — продолжает Максимов. — В ДНР находится Юзовское месторождение сланцевого газа, которое имеет прогнозные запасы в 2-4 трлн кубометров газа». По его словам, в 2013 году украинское правительство договорилось о совместной разработке с британско-голландской корпорацией Shell, которая должна была выступить оператором проекта и пробурить 15 разведочных скважин. Но теперь судьба месторождения находится в наших руках.
«Однако не промышленностью единой богаты новые территории, — отмечает Максимов. — Например, крупнейший украинский производитель игристых вин — "Артемовск Вайнери" — находится на территории города Бахмут. Полагаю, что вопрос о возобновлении производства на нем также будет актуальным».
Ранее мы писали о том, как СССР обеспечивал индустриализацию Украины.
Больше срочных и эксклюзивных новостей — в телеграм-канале АиФ