Найти тему

Комментарий к 50-му псалму на церковнославянском языке

Единственным псалмом, который предписано читать полностью на каждой Божественной Литургии, является псалом 50. Во время херувимской песни, непосредственно перед великим входом, когда Дары хлеба и вина приносят к алтарю, когда Церковь готовится к Святому Приношению, священник кадит алтарь, иконостас и народ и тихо читает псалом: “Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей”. Священник читает псалом вплоть до стиха 17: “Жертва Богу – дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит”, а завершает псалом после торжественной процессии со Святыми Дарами, когда он возлагает хлеб и вино на престол: “Ублажи, Господи, благоволением твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския; тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаeмая; тогда возложат на алтарь твой тельцы”.

Источник: portal-pravoslavie.ru
Источник: portal-pravoslavie.ru

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

Псалом 50 был написан пророком царем Давидом после того, как он признал и исповедал свой грех перед пророком Нафаном (2 Цар. 12). Грех Давида был ужасным, двойным грехом. Он совершил прелюбодеяние с Вирсавией, женой Урии Хеттеянина. Она забеременела, и Давид послал за Урией, который был с израильской армией при осаде Раввы, чтобы он мог лечь со своей женой и скрыть личность отца ребенка. Урия отказался сделать это, пока его товарищи были на поле битвы, и Давид отправил его обратно к Иоаву, военачальнику, с посланием, предписывающим ему оставить Урию на поле боя, “чтобы он был поражен и умер”.

МЕСТО ПСАЛМА 50 В БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ

50-й псалом – это молитва убийцы и прелюбодея, которую совершающий Литургию читает (и совершает свою собственную молитву), готовясь к Святому Приношению. Ибо грех кроется не только в наших действиях, но и в испорченности и злых желаниях сердца. Действительно, если священник совершил убийство или прелюбодеяние, он, согласно каноническому праву, должен быть лишен сана и вообще не может совершать Литургию. И все же здесь ожидается, что священник отождествит себя с убийцей и прелюбодеем: убийство и прелюбодеяние являются двумя самыми тяжкими грехами против Бога и человека.

В Своей нагорной проповеди наш Господь утверждает: «Вы слышали, что было сказано: «Не прелюбодействуй». Но Я говорю вам, что любой, кто смотрит на женщину с вожделением, уже совершил с ней прелюбодеяние в своем сердце». (Мф. 5:27-28).

В случае с убийством святые Василий Великий и Иоанн Златоуст настоятельно рекомендовали богатым помогать бедным, утверждая, что те, кто отказывается делиться с другими во время острой нужды, когда голод и болезни представляют собой имманентную угрозу человеческой жизни, могут быть признаны виновными в убийстве. Как пишет святой Василий в проповеди «Во время голода и засухи», «Тот, у кого есть возможность облегчить страдания других, но кто предпочитает отказывать в помощи из эгоистичных побуждений, может по праву считаться убийцей».

А святой Иоанн Златоуст в своей проповеди на первое послание к фессалоникийцам утверждает: тот, кто отказывает в подаянии голодающим, является таким же убийцей своего брата, как и Каин.

Пока священник читает псалом, хор поет херувимскую песнь. Отложив в сторону наши мирские заботы, мы также должны сложить перед Богом наши грехи, «возложить наши беды на Господа» (Пс. 54:22).

И, таким образом, освободив наши сердца, мы можем с миром принести Святую Жертву. Это относится не только к духовенству, но и ко всей пастве, ибо именно духовенство и народ вместе должны приносить Священное Приношение, а не только духовенство. Но это особый крест, который должен нести священник, его особое призвание и служение Церкви – брать на себя грехи людей как свои собственные, приводить их к Богу и просить Его о милости. Это ясно выражено в молитвах духовенства за Божественной Литургией: “Дай нам возможность предложить тебе дары и духовные жертвы за наши грехи и за те, которые люди совершили по неведению”.

50-й псалом – не просто выражение раскаяния и отвращения к себе. Именно всепоглощающая святость Бога является источником глубокого покаяния, и это особенно связано с Пришествием Святого Духа.

Чтение псалма 50 является подготовкой к эпиклезису, когда мы призываем Святого Духа превратить хлеб и вино в Тело и Кровь Христа. И поэтому священник говорит: “Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей”. На Литургии святого Василия Великого священник молится, чтобы Бог из-за его собственных грехов “не лишил благодати Святого Духа Дары, предлагаемые здесь”.

Именно из-за этого ощущения присутствия святости псалом 50 далек от того, чтобы быть болезненным и угрюмым. Нам напоминают, что покаяние находит свое завершение не в том, чтобы в отчаянии оглядываться назад на грехи, а в том, чтобы смотреть вперед с надеждой и верой; не в том, чтобы смотреть вниз, в преисподнюю, а в том, чтобы смотреть вверх, на Бога на небесах. Мы призваны стать такими, какими Бог хочет, чтобы мы были: святыми. Бог говорит Своему народу: «Будьте святы, потому что Я свят» (Лев. 11:44).

Святой Петр пишет: “Как тот, кто призвал вас, свят, так и вы будьте святы во всем, что делаете”. Святой Павел называет христиан святыми или угодниками. Нам напоминают об этом призвании быть святыми непосредственно перед Причастием, когда священник поднимает Тело Христово и восклицает: “Святая – святым”.

50-й псалом – молитва не отчаяния, а надежды, нам напоминают, что Бог слышит молитву и раскаяние сердца.

Таким образом, когда начинается Литургия верных, мы должны облегчить наши сердца в исповеди перед Богом, отложив в сторону все заботы этой жизни, чтобы мы могли “Стоять с благоговением... стоять со страхом” и “обращать внимание на Святую Жертву, чтобы мы могли предложить... милосердие и мир”.

Помимо смирения сердца, Бог желает от нас милости и мира. Это жертва, которой Бог требует от нас. Но чтобы предложить это, мы должны сначала признать, что нам не хватает Божией милости и мира. Мы должны обратиться к Господу с покаянием, отбросить всякую ненависть и вражду, всякую гордыню и несправедливость и примириться друг с другом. Ибо мы не можем предложить милосердие и мир, если у нас их нет.

Без любви, мира и смирения наша Литургия неприемлема для Бога. Пророк Исаия чрезвычайно сильно выражает это: “Какое мне дело до количества ваших жертвоприношений? – говорит Господь. Я не получаю удовольствия от крови телят, ягнят и коз… Не приносите больше бесполезных подношений; ваши благовония отвратительны мне. Хотя ты молишься еще больше, я не буду слушать. Твои руки полны крови! Умойтесь дочиста! Убери свои проступки с моих глаз; перестань творить зло; научись творить добро. Сделайте правосудие своей целью: возместите ущерб обиженным, выслушайте мольбу сироты, защитите вдову” (Ис. 1:11-17)

Источник: www.pravchelny.ru
Источник: www.pravchelny.ru

И поэтому совершающий Литургию отождествляя себя с худшим из грешников, молится о Божией милости для себя и людей, когда Церковь начинает готовиться к Святому Приношению и принятию Христа в Святом Причастии: “Тщательно омой меня от моего нечестия и очисти меня от моего греха… Отверни свое лицо от моих грехов и изгладь все мои беззакония. Сотвори во мне чистое сердце, о Боже, и обнови во мне праведный Дух”. Ибо только тогда, когда мы находимся в мире – с Богом, друг с другом и с самими собой, – мы можем достойно возносить Богу нашу литургию и, поступая так, стать достойными принять Тело и Кровь Христовы для прощения грехов и вечной жизни.

В этом также встречаются слова, трудные для восприятия. Некоторые мы постараемся прояснить.

Иссоп – это вид ароматической травы, который употреблялся в древности. Первое упоминание о нем в Ветхом Завете мы видим в описании последней, десятой, египетской казни. Как говорится об этом в книге Исход: накануне вышеуказанной страшной казни евреям было заповедано, чтобы они помазали дверные косяки своих домов именно пучком иссопа, смоченным в крови пасхального агнца: «И пойдет Господь поражать Египет, и увидит кровь на перекладине и на обоих косяках, и пройдет Господь мимо дверей, и не попустит губителю войти в домы ваши для поражения» (Исх. 12:23).

Таким образом, иссоп – некий ветхозаветный символ милости и очищения. То есть только Бог может очистить человека от его греха, сам же человек не в силах избавиться от него.

Выну в церковнославянском языке является наречием и обозначает всегда; ежедневно, во всякое время, всегда, непрестанно. На данном примере можно увидеть, как часто мы ошибаемся, когда думаем, что полностью понимаем церковнославянский текст псалмов. Ведь, не зная значения и перевода этого слова, легко подумать, что герой данного богодухновенного текста вынимает перед собой свой грех, тогда, как он говорит, что его грех всегда перед ним.

#церковнославянский #церковь #кириллица #языки #православие#русский язык #молитва #богослужение

Текст подготовил Максим Исаев.

Не бойтесь ставить 👍 и подписываться на канал «Всегда живого церковнославянского»

Страница проекта в VK

Наш канал в Telegram