Спекуляции на тему ЦБ и его полезности или вредности для российской экономики ведутся давно. Одни заявляют, что ЦБ целиком и полностью подконтролен Правительству и действует исключительно в интересах подавляющего большинства населения, другие говорят про прямое подчинение ЦБ МВФ и прочим структурам. Но правда гораздо сложнее и в эти два полярных мнения не укладывается. Для понимания роли национальных ЦБ в современных политэкономических процессах требуется рассмотреть саму международную структуру, в которую Россия оказалась втянута после 1991 года.
Для противостояния «социалистической угрозе» весь империалистический мир после Второй Мировой войны начал консолидироваться. Национальные экономики переплетались друг с другом, позволяя увеличивать благосостояние граждан и более эффективно реагировать на любые внешние вызовы. Образовался глобальный рынок, состоящий из переплетённых и уже взаимозависимых друг от друга экономик, и после этого начали возникать транснациональные монополии. Это вообще неотъемлемое свойство любого рынка — рано или поздно на нём возникают монополии. В конечном счёте это стратегическая цель всякой конкуренции. Транснациональные монополии оказались на вершине мировой империалистической цепочки, стали столь могущественными, что сформировали всю структуру империалистического мира для облегчения своего дальнейшего заработка. Так консолидированный империализм трансформировался в ультраимпериализм.
Собственно, система, состоящая из МВФ и национальных ЦБ, стала своего рода скелетом этой системы. Глобальная финансовая система оказалась рассредоточена, потому как управлять ей всей из единого центра попросту невозможно, и местными наместниками этой системы стали национальные ЦБ. Их цель — следить за развитием каждой национальной экономики как части общей глобальной финансовой системы, ориентироваться на её тенденции и наработки, обеспечивать по возможности беспрепятственные перетоки финансов и капиталов через оставшиеся границы и держать курс на построение неолиберального капитализма во всём мире. И с этими задачами российский ЦБ справляется на превосходном уровне, не зря европейские коллеги хвалят его руководство.
Проблема в том, что Россия отходит от этой системы и планирует выстраивать своё производство, свой макроэкономический регион, и потому регулировать экономику как часть глобальной системы нам не то что бы сильно требуется. Китай идёт по схожему пути и уже забрал у своего Народного банка ряд функций и передал их в ведение Правительства, о чём мы писали. Нечто подобное предлагает сделать в России депутат Госдумы Александр Бабаков:
«На недавнем заседании ЦБ Эльвира Набиуллина заявила, что: «…В прошлом году рост ВВП составил 3,6%, что существенно выше нашего прогноза…. Решения по ключевой ставке способствовали появлению первых признаков возвращения экономики на траекторию более сбалансированного роста…».
Получается, что ЦБ продолжает ровно так же, как и раньше, считать 3,6% роста экономики «перегревом», который нужно охлаждать и тормозить.
Один только взлет ставки до 16% не просто практически исключил возможности нового кредитования, но и резко осложнил положение предприятий, взявших кредиты ранее по т. н. плавающей ставке.
Рост ставки ударил по инвестиционным программам Правительства, активно практиковавшего льготирование инвестиционного кредитования.
В результате рост промпроизводства стал замедляться, а последние два месяца мы и вовсе слышим про очередную фазу стагнации. Необходим орган по регулированию финансовой и банковской области, обеспечивающий самый широкий консенсус с прямым подчинением Президенту.
В рамках новой системы и ЦБ со всеми банками, и правительству, и объединениям производителей, и стратегическим заказчикам предстоит договариваться о наиболее эффективных, действенных и сбалансированных правилах устройства нашей финансовой системы.
Для этого нет смысла создавать новый институт. Необходимо наполнить реальными полномочиями уже существующий Национальный финансовый совет (НФС), где большинство представителей – от Президента РФ, Правительства, палат Федерального собрания.
Считаю необходимым в кратчайшие сроки рассмотреть возможность подготовки поправок в ФЗ о ЦБ, передающие НФС решение ключевых вопросов от Совета директоров ЦБ (состоящего исключительно из штатных сотрудников ЦБ) – это решения по ключевой ставке, режиме валютного контроля и регулирования, курса рубля, нормативов регулирования банковской системы».
Можем лишь поддержать намерения депутата. Пусть ЦБ сохраняет свои резервы, которые будут защищены международным правом, но подобные ключевые решения лучше передать в ведомство Правительства. Китайский пример в этом плане весьма показателен и требует изучения. Про это стали говорить всё чаще и громче, и это уже хороший знак, однако надо, чтобы про это говорили ещё и те люди, которые реально принимают решения. Но и этот час, вероятно, не за горами.
Подписывайтесь на наш журнал, ставьте лайки, комментируйте, читайте другие наши материалы. А также можете связаться с нашей редакцией через Телеграм-бот - https://t.me/foton_editorial_bot
Для желающих поддержать нашу регулярную работу:
Сбербанк: 2202 2068 9573 4429