Найти тему
Минская правда | МЛЫН.BY

Косово: государство или бизнес-проект отставных американских политиков?

После провозглашения независимости Косова в 2008 году, которое американцы до сих пор считают чуть ли триумфом своей внешней политики на Западных Балканах, со всей остротой встал вопрос об экономической помощи этому государству, изначально обещанной США. Политолог разбирался, с какой целью провозгласили независимость Косово и кто от этого получил выгоду.

После отторжения Косова от Сербии американские корпорации засыпали многообещающими деловыми предложениями власти нового политического образования, которое на тот момент постепенно начали признавать сателлиты США. Одной из первых корпораций, рискнувших начать экономическую экспансию в марионеточное новообразование, стала Bechtel, занимавшаяся масштабными инфраструктурными проектами и абсолютно не сомневающаяся в своем успехе, ибо заручилась поддержкой представителей бывшей администрации президента Билла Клинтона, затеявшей раздел Сербии.

Вот тогда топ-менеджеры Bechtel и выторговали у властей Косова контракт на строительство высокоскоростной трассы, несмотря на то, что для нового государства с беднейшим населением в Европе подобный объект вряд ли считался приоритетным. Но основной лоббист этого спорного проекта — первый посол США в Косово Кристофер Делл — сумел уболтать власти страны своего пребывания, убедив их, что экономическая выгода наступит в долгосрочной перспективе, а раз так, то нужно строить трассу именно сейчас, ибо позже будет дороже.

В 2010 году контракт был подписан на сумму в 700 млн евро, но стоимость строительства указали лишь примерно, а верхнюю планку расходов не установили. Следует отметить, что это не Bechtel инвестировала в транспортную инфраструктуру Косова, а власти последнего брали деньги из бюджета и платили американской корпорации за произведенные работы. Так случилось потому, что отсутствие кредитного рейтинга у новообразованного государства не позволяло ему привлекать средства из других источников на условиях долгосрочного займа.

Что случилось потом, повергло в шок косовские власти. Было рассчитано, что сметная стоимость 102-километровой автомагистрали составит 400 млн евро, но подрядчик проложил маршрут так, что он «вместился» в 77 километров. К тому же, подрядчик в лице американской Bechtel привлек к реализации проекта субподрядчика из Турции — Enka. После завершения строительства в 2012 году оказалось, что подрядчик и субподрядчик оценили стоимость своих работ в миллиард евро.

Но, как оказалось, косовские власти так ничему и не научились. Вместо того, чтобы, мягко скажем, отказаться от услуг подрядчиков, ради собственной выгоды не уложившихся в смету и на четверть сокративших протяженность объекта, и никогда больше не вести с ними дела, они в 2014 году согласовали с этими же компаниями строительство автомагистрали Приштина — Скопье (столица Северной Македонии) с прогнозируемой стоимостью в 600 млн евро.

Во сколько обошлась еще одна автомагистраль, запущенная в 2019 году, доподлинно не известно, но известно то, что в начале этого года бывшего министра инфраструктуры Косова Пала Лекая приговорили к трем годам заключения по обвинению в злоупотреблении служебным положением и несанкционированной переплате Bechtel и Enka 53 млн евро. Вместе со своим шефом наказание понесли еще несколько сотрудников министерства инфраструктуры, но ни один сотрудник Bechtel и Enka в уголовном деле не фигурировал ни в каком качестве.

Поучаствовать в выгодных косовских проектах, как оказалось, пожелали не только до этого никому не известные строители автомагистралей. Госсекретарь США в администрации Билла Клинтона — Мадлен Олбрайт, ставшая для косоваров вместе со своим шефом чуть ли не национальной героиней (в первые годы косовской независимости новорожденным мальчикам давали имена Клинтон, а девочкам Мадлен), основала после ухода из политики телекоммуникационную компанию, которая и стала претендентом на приватизацию косовской государственной телекоммуникационной компании РТК. До этого компании бывшего госсекретаря уже принадлежал единственственный в Косово оператор мобильной связи. Завладев РТК, Олбрайт могла бы контролировать весь телекоммуникационный рынок Косова и влиять тем самым на социальные и политические процессы, т. е. держать под контролем самопровозглашенное государство. Участию компании Олбрайт в тендере помешала статья в The New York Times, где говорилось о конфликте интересов.

Мадлен Олбрайт умерла в 2022 году, но ее родственники и партнеры по бизнесу продолжают свою экономическую активность на Западных Балканах.

Выгодно вложиться в Косово был не прочь бывший командующий вооруженными силами НАТО генерал армии Уэсли Кларк, занявший после выхода в отставку руководящую должность в канадской компании Envidity Energy Inc. На протяжении последних 12 лет компания, в которой топ-менеджером служил отставной бравый генерал, пыталась получить контроль над месторождениями бурого угля в Косово. Поначалу все шло очень даже хорошо, потому что компания Кларка всеми правдами и неправдами добилась разрешения на разведку и добычу бурого угля в Косово, но в 2016 году этому помешала ООН, выпустившая в рамках Программы развития отчет, в котором говорилось, что проект Кларка «напоминает неоднозначное строительство двух автомагистралей компанией Bechtel, которую представлял бывший посол США в Косове Кристофер Делл». После публикации отчета косовские власти отозвали лицензию Envidity Energy, после чего последняя переключилась на проекты, связанные с продвижением возобновляемых источников энергии.

Приведенные примеры свидетельствуют в пользу того, что наиболее прибыльные отрасли экономики Косова стали заложниками исключительно личной выгоды американских отставных политиков и связанных с ними бизнес-партнеров, не гнушающихся разрабатывать коррупционные схемы с целью достижения своего контроля над экономикой и политикой самопровозглашенного государства, которое рискует остаться частично признанным и так и не получить полную международную правовую субъектность.

Автор: Александр Черный