Благодарю читателей, которые читают мою новую повесть за проявленный интерес, за поддержку и внимание.
Главу 1 по ссылке можно прочесть здесь:
Раннее детство Миша и Ринат помнили мало. Одно из первых воспоминаний связно с тем, что все 3 ребенка в гарнизоне заболели корью, а сначала корью заболел прибывший из отпуска солдат. Тяжелее всех болел Ринат, почти неделю он температурил, бредил, метался в жару. А потом навалилась такая слабость, что он с трудом вставал с постели, чтобы сходить в туалет. Его заставляли пить, а есть не хотелось совсем.
Яркими воспоминаниями стали обучение чтению под руководством Ирины. Она учила читать Илью, которому было уже 6 лет, а маленький Ринат, которому было только неполных 3 года рядом играл в кубики.
Каково же было удивление Ирины, когда он почти дословно повторял после «урока с Ильей» почти все, что она говорила сегодня. В 3.5 года Ринат уже бойко читал по слогам, в 4 перечитал все детские книжки, имевшиеся в гарнизоне, к моменту отъезда семьи Богаевых из этого гарнизона в Среднюю Азию к месту дальнейшей службы Ринат уже читал собрание сочинений Александра Грина и Жюля Верна, которые Ирина привезла с собой. Именно тогда он увлекся морем и всем, что с ним связано.
Миша, наоборот, совсем не стремился научиться читать. К 5 годам он знал почти все буквы и пытался сливать их в слоги, но ему это было не интересно, а потом, зачем стараться читать самому, когда рядом есть брат, который может почитать книжку, если стало скучно. Он лучше Рината рисовал, пел и пытался танцевать.
Рамиль и Олеся удивлялись тому, какими разными росли их сыновья.
Вернувшись со службы, отец часто говорил сыновьям русскую поговорку, которую с детства знал от мамы: «Двое – не один, лошадь отнимут, хомут не отдадим!»
Но любили Богаевы сыновей одинаково, заботились, в меру возможностей баловали, в отпуск возили к бабушкам и дедушкам, старались побольше показать им во время отпуска. Так они побывали в кукольном театре и цирке, поплавали в водах большого водохранилища, которое казалось Ринату морем.
Ринат не переставал удивлять родителей своей феноменальной памятью. Его потрясли сказки Пушкина, и очень скоро он декламировал большие фрагменты из сказок наизусть.
Дедушка Ринат весьма успешно учил внука Рината арабскому языку и говорил, что каждый мусульманин должен уметь читать священную книгу Коран на языке пророка.
Когда мальчикам исполнилось 5 лет, отца и маму перевели служить на границу Таджикистана и Афганистана. Жили они тогда не в гарнизоне, а небольшом кишлаке в 35 км от границы, в большом доме бабушки Айгюль. Ей было за 70, ее муж умеR. Дети разъехались, потому что учились и работали в других городах Таджикистана. Большой дом был пуст, поэтому, когда ей предложили поселить у себя семью офицера, она с удовольствием согласилась.
Она хорошо говорила и понимала по-русски, но часто переходила на таджикский язык, и дети, поскольку они много времени проводили с ней, быстрее родителей начали говорить по- таджикски.
Тут была совсем другая природа. Кругом возвышались горы, многие из них были покрыты белыми шапками ледников, лесов не было совсем и было очень жарко летом. А еще скоро дети узнали и прочувствовали что такое землетрясение, они здесь были часто, небольшой силы, но посуда в шкафу дребезжала, светильники качались и гасли, дома ходили ходуном, пол качался, и это было страшно.
Соседские мальчишки охотно играли с братьями Богаевыми, играли в войну с деревянными палками, которые заменяли автоматы и пистолеты, играли в мяч, который был сшит из овечьей шкуры и набит тряпками. Мальчики постарше играли в школу, а еще все любили, когда, набегавшись, садились в тень одного из домов и Ринат начинал рассказывать им очередную прочитанную книгу.
Когда пришло время поступать в школу, выяснилось, что русского класса в школе кишлака нет, и родители приняли нелегкое решение отправить детей жить и учиться в пригород Казани, где жили родители Рамиля.
Там в ближайшей школе был класс для русских детей с обязательным изучением татарского и класс для татарских детей с обязательным изучением русского, со 2-го класса для желающих был факультативный курс арабского языка. В школе работали спортивные секции игровых видов спорта: волейбол, баскетбол, несколько видов секций борьбы, бокса, для старшеклассников работала секция стрельбы из мелкокалиберной винтовки. В школе были театральный, хоровой и танцевальный кружки и оба мальчика выбрали себе занятия по интересам: Миша играл в волейбол, занимался театром и танцами, пел в хоре. Ринат занимался в секции греко-римской борьбы и восточных единоборств. В старших классах он стал лучшим стрелком школы и занял 2-е место на соревнованиях по стрельбе в Казани среди юниоров.
В начальной школе Ринат почти 2 года на сидел на последней парте и читал книги. Он знал больше программы первого класса, но перевести ребенка из первого во второй в начале учебного года, да и потом было не так-то просто. Уравнивающая система образования не приветствовала такие переводы. Да и родители не хотели, чтобы братья- двойняшки учились в разных классах.
Учительница учила детей читать по слогам, а он читал «Трех мушкетеров» А. Дюма, «Маленького принца» А. де Сент- Экзюпери, «Всадника без головы» Т. Майн Рида. Писал он, конечно не так бойко, как читал, но по математике от деда знал уже и всю таблицу умножения, быстро и правильно считал в уме. Учительница быстро поняла, что, читая книги, он никому не мешает, при этом он все слышал и был в курсе урока. Умение распределять внимание очень пригодилось ему в учебе после школы.
Еще в начальной школе Ринат заявил, что станет моряком и, скорее всего, военным моряком, а Миша хотел стать актером или певцом. Ни одно из их детских пожеланий по поводу будущей профессии не сбылось. Но свое детство в семье дедушки Рината и бабушки Клавы они вспоминали с теплотой и любовью.
Родители писали письма, присылали деньги, приезжали раз в году в отпуск, иногда удавалось дозвониться.
Мальчикам было лет 10, когда они заметили, как отец вдруг поседел, и у мамы заблестела седина на висках. Служба в пограничном гарнизоне в горах Таджикистана не была такой спокойной и размеренной, как это было в Забайкалье. Но отец ничего не рассказывал, и мама говорила, чтобы не расстраивать сыновей и родителей, что служба идет своим чередом, все у них в порядке.
Жизнь мальчиков Богаевых резко изменилась, когда в 1979 году началась война в Афганистане, а вначале 1980 года на границе погиб их отец при задержании отряда диверсантов, которые шли на советскую территорию, чтобы убивать, грабить и травить колодцы.
Мальчики вдруг повзрослели, им было почти 15 лет. Дедушка и бабушка были уже далеко не молоды, приехала мама, которая очень тяжело переживала гибель мужа и их отца, долгое время не могла вообще отойти от произошедшего, болела.
А через полгода ночью сгорел дом ее родителей, и они оба погибли на пожаре. Это было еще одним ударом судьбы. Олеся очень сдала. Сыновья заботились о ней, но она переживала о случившемся, болела, часто лежала в больнице.
Ринат считал себя теперь старшим мужчиной в семье (он родился на 20 минут раньше своего брата и часто говорил Мише: «Послушай старшего брата», или «Послушай, что старший брат тебе говорит»).
После школьных занятий он теперь шел в ближайшую чайхану и занимался уборкой территории, убирал и мыл посуду, подавал гостям чай и еду. Платили ему каждый день немного, но часто он приносил с работы кроме денег лепешки или лаваш, иногда плов или манты. Так он стал в семье взрослым мужчиной и кормильцем. Пенсию по потере кормильца жене и сыновьям назначили не сразу, а жить на 2 пенсии бабушки и дедушки было впятером очень тяжело.
Вскоре в семье Богаевых стали получать еще 3 пенсии. Ринат закончил работу в чайхане и вернулся к тренировкам в секциях, кроме того стал ходить еще на занятия по легкой атлетике. Он готовился к поступлению в военное училище и знал, что нормативы при поступлении сдавать придется.
Мама смогла устроиться медсестрой в больнице только, когда мальчики уже заканчивали школу, в поселке не было вакантного места. А ездить на работу далеко в соседний поселок или город уже она уже не могла.
Накануне школьных выпускных экзаменов Ринат заявил семье, что собирается стать пограничником, как отец и будет поступать в Алма- Ате в Высшее пограничное командное Краснознаменное ордена Ленина училище КГБ СССР имени Ф.Э. Дзержинского.
Он опасался, что его начнут отговаривать мама или дедушка, но они оба пожелали ему успешной сдачи выпускных экзаменов.
Олеся думала: «Хоть бы он не прошел по конкурсу. Не хочу, чтобы он повторил судьбу своего отца», - но вслух ничего не сказала.
Дед Ринат обнял внука и сказал: «Я буду молиться за тебя, чтобы Аллах направил тебя туда, где ты больше всего будешь нужен».
Бабушка Клава обычно молчала, а тут сказала: «Я тоже помолюсь за тебя! Пусть Боги помогают тебе».
Впереди были экзамены, выпускной и поступление в ВУЗ. Мальчишки усердно готовились.
Благодарю всех, прочитавших 2-ю главу повести, отдельное спасибо за лайк и комментарий.
Всем доброго времени суток и отличного самочувствия желает
Психолог Вера
#житейская история #история из жизни #реальная история
#интересная история жизни человека