Подозреваю, что немного не так выразилась. Надо было по-другому. Ведь любое детское заведение, будь то школа, сад или учреждение дополнительного образования, кишмя кишит различными сюрпризами, спущенными от директоров, замов, завов, а иногда и от тех, кто повыше директора. И приятными они бывают крайне редко.
А уж если говорить о нашем социальном спецучреждении для детей с особыми потребностями, в котором трудимся мы с коллегами, то тут вообще без вариантов.
Со всех рядовых сотрудников, непосредственно работающих с особенными детками (не только с педагогов-специалистов, но и с воспитателей стационаров, медиков и хозяйственников) ежедневно, выжимают всё возможное и невозможное, чтобы ни в коем случае не возникало жалоб у родителей, которые тоже часто лежат в стационарах вместе с их детками.
И всем всё равно, что детки могут быть не то что необучаемыми (а таких сейчас не существует в природе, в связи с новыми постановлениями), а порой опасными.
А, хотя, не стоит тратить лишнее время на нытьё. Все, кто об этом знает - они и так знают, а тем, кто не верит - доказывать нет смысла. В общем, не стоит на этом останавливаться, а оставим из этого лишь вывод: начальство любого заведение всегда идет на поводу у родителей, дабы избежать трений с более высоким начальством, которое, в случае чего, может выбить из-под него кресло.
А родители, пользуясь этим поводком, могут диктовать любые условия. Разумеется, выгодные для них и весьма неудобные для сотрудников, которые должны их "обслуживать" в соответствии с нормами, а обслуживают… в гораздо большем объеме. По той же самой причине. Не нравится – увольняйся, какие проблемы.
Но на этот раз что-то пошло не так…
Только об этом не сразу, а с малюсенькой предысторией.
Итак, приехала в наш стационар новая смена ребят. Абсолютно разные детки: и по возрасту, и по навыкам-умениям, и по поведению. Конечно, традициями последних лет не побрезговали и собрали снова 90 процентов детей именно с ментальными нарушениями, а не какими-то иными. Да и ладно. Работаем!
Вовчик
Один из ребят новой смены. Мальчик 13-ти лет, тяжелые психические нарушения (какие именно, нам, педагогам, естественно, не докладывали). Приехал первично, поэтому даже примерной информацией о ребенке никто не владел.
И, самое удивительное, Вовчика родители привезли из маленького поселка нашей области и… оставили. Одного!
Конечно, они привезли все направления, правильно заполнили все документы (под чутким руководством наших "диагностов"), оформили ребенка на "стационар без сопровождения", но… ни тем самым "диагностам", ни курирующему врачу, ни стационарным воспитателям не рассказали о том, чем Вовчик их может сильно удивить.
Хотя, может быть, сотрудники, принимавшие Вовчика, по его состоянию и поведению в кабинетах и коридорах, очень даже догадывались, чем "попахивает", но… пакет документов - собран, родители - сами положили мальчишку без сопровождения и под ответственность воспитателей стационара, у которых сопровождение детей-"безмамников" является прямой трудовой обязанностью.
В общем, мама с папой уехали, а всё остальное - сами-сами.
Хорошо бы!
Но! Хотя бы для начала попробуйте ребеночка в палату завести и познакомить с выделенной для него уютной коечкой и красивой тумбочкой!
Как это сделать, если Вовчик - не соглашается, а орёт довольно внушительным басом и убегает? И не просто по коридору бегает, а стремительно ныряет прямо в "выходную" дверь, на лестницу! А по ней - вниз, в вестибюль, и уже оттуда, в сланцах и пижаме, пытается выскочить на улицу, на мороз. О как!
Ловить и придерживать?
А вы попробуйте! Воспитательницы - они не дяди-санитары с мясистыми фигурищами, не полицейские с дубинками, не мастера спорта по борьбе.
А Вовчик - он хоть и худой, жилистый, но при этом довольно высокий для своих 13-ти лет, явно выше ростом некоторых воспитательниц. Ну и силы у него, как у хорошего бойца, особенно, когда он "на взводе".
Ну, в тот момент, слава богам, нашелся среди новой смены один большой и шустрый папка, который четко среагировал, бросился за Вовчиком, и, нагнав его уже почти на выходе, нежно скрутил и понёс на жилой этаж, в палату. Но, тем не менее, получил довольно неприятный урон: доброго дяденьку и покусали, и головой по ребрам понадавали, и пятками по ногам.
Заведующая воспитателями, которую девочки дёрнули из кабинета (в соответствии с инструкцией, в случае ЧП), не на шутку перепугалась, растерялась. И ничего не нашла лучше, как нажать кнопку и вызвать курирующего врача (хотя, что врач сделает, если она не имеет права даже "обезвредить" Вовочку препаратом, т.к. родители согласия на это не давали).
Но таки вызвала. А инициативного папу - жалобно попросила держать дверь Вовочкиной палаты до прихода врача, чтобы он не вырвался оттуда. А мальчишка - орал, колотил в дверь кулаками и еще чем-то тяжелым.
Нельзя?
Конечно, нельзя удерживать вот так! Но разве тогда "льзя" позволять парню снова творить дичь, выпустив его на свободу? Разве "льзя" подвергать риску других детей, да и его самого тоже? Или "льзя" его скрутить-связать? Тоже нельзя! Поэтому, из всех зол заведующая воспитателями выбирает меньшее - перекрыть выход из палаты чужим папой.
Вот оно надо папке, который приехал со СВОИМ ребенком полежать!
Конечно, не обязан был исполнять обязанности воспитателя, несуществующего санитара или родного папы Вовчика, посему он не может быть вечно рядом и помогать останавливать чужого ребенка. У этого папы есть свой сын, о котором нужно заботиться , которому нужно уделять внимание, с которым нужно играть (а он это делал исправно и честно).
Хоть ЕГО сын, несмотря на тоже нехилый ментальный диагноз, мальчик спокойный и ласковый.
А когда пришла врач, Вовчик уже перестал колотить. И тогда все дамы (и врач в том числе) дружненько обратились к папе, чтобы аккуратно приоткрыть дверь в Вовочкину палату. Хотя бы для того, чтобы внести ему обед (уже в столовку его вести - ну совсем никто не захотел)…
А сама врач, на резонный вопрос "Что делать?" ответила:
- Ну, а я тут ничего не решаю. Я могу хоть 100 раз написать "не рекомендовано", но вы же сами всё знаете. К тому же, я, например, лично не видела, как мальчик убегает или проявляет явную агрессию. На приёме такого не было.
Воспитатели во главе со своей заведующей опешили:
- Да как же не проявляет?! Еще как проявлял! Тут же куча свидетелей есть!
- Ну, значит, пишите служебку начмеду, заместителю, директору. Описывайте ситуацию. Собирайте подписи свидетелей. Пусть наверху и разбираются! - отвечает врач.
И народ, весь-весь, кто это видел, наблюдал, переживал - все поддержали эту "петицию". И большой папа в том числе. Да и мамы других ребят, которые просто боялись жить на одном этаже с Вовчиком.
Если честно, нас (педагогов, ведущих занятия) девочки-воспитатели тоже очень сильно попросили подписаться, запугав перспективой веселых занятий с этим мальчиком. И мы - да, тоже это сделали! Все!
И не нашелся ни один сердобольный святой добряк который бы сказал:
- Да как вы посмели, бессердечные сухари! Ничего вы не понимаете, мальчик просто испугался, вот и отреагировал так. А вы из обычного запуганного ребеночка монстра делаете! Вот вас бы так! Фэйсом да об тэйбл!
Вот никто не сказал! Ни родители, ни сотрудники.
Кстати, о родителях!
О родителях Вовчика… Воспитатель, заведующий и врач во время и после инцидента не могли до них дозвониться (тупо никто не брал трубку).
А пока суть да дело, направилась наша наспех собранная "парламентерская бригада" вместе с этой бумажкой к директору.
Там были и заведующая с одной из своих воспитательниц, и врач, и двое мам с этажа. Папа - не пошел, ибо (без шуток) остался оберегать с другими воспитателями обитателей этажа от внезапных "загонов" Вовчика.
А они, кстати, были! Папа снимал Вовчика со стола, когда тот, взобравшись на него с ногами, полез в сейфик с самоспасателями. А увидев, что ящичек - закрыт и не поддается, начал со всей д… силы колотить в него чем придется (шлёпанцем, кулаком, лбом).
Так что вовсе не на пустом месте люди волновались!
И директор… услышал!
- Не стал, как обычно, говорить "о поиске подхода".
- Не стал подключать ЗамЗаму, которая умеет мастерски осаживать голосящих работников.
- Даже не стал вызывать диагностов и допрашивать, вели ли они прием в скафандрах, с завязанными глазами или пробками в ушах.
- А велел снова и снова дозваниваться родителям Вовчика, чтобы они немедленно приехали сюда, и передать им, что, "если не приедут, то он позвонит куда надо, а им этого точно не надо".
Почти под конец рабочего дня
Уже все коллеги потихоньку начинают убирать рабочие места, протирать парты, расставлять пособия по полочкам и поглядывать на то, как медленно ползают стрелочки по циферблату кабинетных часов.
И тут у всех в кабинете на телефонах сообщение звякнуло! Ну, значит, наш чат отдела…
Пишет заведующая нашим отделом: коллеги, Вовочку (такого-то) выписали!
Пусть это совсем маленькая, несмелая, даже дрожащая, но… всё же победа! И, думаю, что основную роль сыграла не "общность" сотрудников, а союзничество с родителями других детей. Наверное.
А хотя… кто еще знает, что за гром может грянуть, если родители Вовочки тоже куда-нибудь пожалуются…
Но пусть лучше окончание будет таким как есть. Хотя бы вселяет оптимизм!
Пожелаю дорогим читателям оптимизма! Говорят, хорошая вещь, иногда помогает в неудобных ситуациях!