На масленичной неделе в марте 1854 в Самару пришел юродивый Алексей. Прибыл он из Симбирска и стал проповедовать. Ходил по улицам и кричал, что скоро наступит Судный день, что миру настанет конец и что всем нужно молить о прощении.
Вскоре вести о безумце облетели весь город. Люди начали перешептываться – мол, а вдруг прав юродивый и конец света скоро действительно настанет. Такие разговоры не понравились духовенству. Некоторые просто ругали пришлого и называли его безбожником, другие – требовали поколотить бездомного, чтоб неповадно было.
На защиту Алексея неожиданно встали горожане. Мол, не смейте трогать божьего человека, он дело говорит – конец света близко!
Юродивый призывал отказаться от всего мирского и отправиться молиться о спасении души в Коптев овраг. 200 человек поверили Алексею. Они ничего с собой не взяли, только надели белые саваны и поплелись за город – спасать свои души. Имущество они передали юродивому, который обещал спасти всех от господнего гнева. А зачем на небесах все это? Правильно, незачем.
Снег сошел, конец света так и не наступил. До людей дошло, что Алексей их обманул. Разочарованные и усталые они пошли обратно – в свои дома.
К тому времени мошенника и след простыл. Полицейские снарядили погоню и бросились за юродивым. Поймали Алексея в 30 верстах от Самары, на дороге в Оренбург. Имущества, которым он разжился у доверчивых горожан, при нем не было.
Сначала Алексей отпирался. Мол, не брал он ничего, а обижать божьего человека – грех. Тогда полицейские пообещали отдать «пророка» обманутым самарцам. Пусть делают с ним все, что хотят, а полицейские и пальцем не пошевелят. Тогда-то юродивый и сознался – украденное имущество он тайно отдал купцу, тот пообещал поделиться деньгами, как все продаст.
Юродивого Алексея судили и приговорили к вечному поселению в Сибири. До места ссылки, впрочем, мнимый безумный так и не доехал. Поговаривали, что Алексей оставил в дураках охрану и сбежал. На этом следы юродивого теряются.