15 мая 1935 года в Москве открылась первая очередь в метро - от сокольников до парка культуры. Вместо 2,5 часов, которые пассажиры тратили, чтобы проехать через всю Москву, теперь требовалось всего 21 минуты и 30 секунд. Помимо быстроты, метрополитен стал настоящим чудом техники из области фантастики.
Состав из вагонов типа «А» московского метрополитена открывали движение по первой очереди 15 мая 1935 года. Вагоны были очень красивые для своего времени. Ну и самое главное цельнометаллический кузов. По тем временам – это шедевр. Шедевром было всё московское метро. Инициатор и вдохновитель проекта первый секретарь московского горкома, а затем нарком путей Лазарь Каганович. Именно ему принадлежит крылатая фраза: "Мы создали лучшее метро в мире".
Собственно говоря, когда первый вагон типа «А» был собран на заводе «Динамо» и подготовлен к ходовым испытаниям. Приехал Лазарь Моисеевич Каганович и вместо кожаных диванов увидел реечные сидушки. Тогда он воскликнул:
"Вы что, с ума сошли! Мы здесь строим лучшее в мире метро. А вы?! Это что, трамвай?"
После этого случая, когда вагоны пришли в электродепо Северная, они уже были с кожаными диванами. Каганович лично распорядился, чтобы сидения были мягкими, а двери - безопасными. Даже есть некоторые исторические детали. Внизу у двери есть расширение - уплотнитель. Его еще называют - след ноги Кагановича. Есть такая легенда, что это сделано по настоянию Кагановича, который засовывал - высовывал оттуда ноги. Потому что, очень боялись, что автоматические двери могут повредить ноги пассажира.
Первые 20 лет московский метрополитен заслуженно носил имя Лазаря Кагановича, потом стал носить имя Ленина. Однако первые проекты подземной дороги появились ещё до революции. Первое упоминание московского метро - 1875 год.
Хотя больше известен проект 1902 года инженеров Балинского и Кнорре, который они презентовали с большой помпой в Мосгордуме. Они заручились поддержкой художника Николая Николаевича Каразина, и он сделал шикарные иллюстрации к этому проекту. Но тогда не поддержали политики и общество в целом. Прежде всего проект не поддержала русская православная церковь, с мотивацией - негоже человеку спускаться в преисподнюю.
Затем возникла идея в центре города построить подземный трамвайный тоннель. Один из видных российских инженеров Евгений Карлович Кнорре, кстати, участник строительства транссибирской магистрали, разработал свой проект, довольно детально проработанный. Даже был такой момент, когда один из листов проекта Кнорре показали нашим энергетикам, те воскликнули: "Ух ты. Тут предлагались решения, характерные скорее уже до второй половины XX века". Но, увы – помешала Первая мировая война.
Лишь к концу 20-х годов, когда жизнь вошла в мирное русло, в СССР снова заговорили о метро. К тому же, в начале XX века собственным метрополитеном обзавелись Будапешт, Париж, Берлин, Лондон и Токио.