Найти тему
Учимся у истории

Чего хотели "белые"? Идеология Белого движения в России

Из открытых источников
Из открытых источников

Противостояние различных общественных сил и социальных групп, которое затем перетекло в Гражданскую войну, началось практически сразу после падения монархии в России по итогам Февральской революции. Ещё в большей степени ситуация обострилась после прихода к власти большевиков в октябре 1917 года. Запланированная советской властью программа социальных преобразований вызвала неприятие у многих, что и привело к формированию двух основных лагерей, участвовавших в Гражданской войне.

С одной стороны выступала Красная армия, которой руководило большевистское правительство, с другой Белое движение, которое при всём своём разнообразии своей главной целью считало уничтожение советской власти.

При этом, конечно, не стоит забывать, что Гражданскую войну нельзя свести исключительно к противостоянию красных и белых. Многие политические движения готовы были одинаково бороться с теми и другими. Национальные окраины бывшей Российской империи в ситуации Гражданской войны стремились получить независимость. Свои цели могли преследовать и иностранные державы. На начальном этапе противостояния вплоть до ноября 1918 г. на положение в России оказывала влияние продолжающаяся Первая мировая война.

Вопрос о зарождении Белого движения и его идеологии остаётся дискуссионным. Многие из современников, в частности П. Н. Милюков А. И. Деникин полагали, что можно говорить о зарождении Белого движения уже весной 1917 г., как своеобразной реакции на свержение монархии, то есть ещё до прихода к власти большевиков.

Сам термин белые вполне соответствовал уже сложившейся к началу XX в. политической символике. Красный цвет ассоциировался со сторонниками революционных преобразований. Белый должен был напоминать о временах Французской буржуазной революции, когда монархисты использовали этот цвет как характеризовавший свергнутую династию Бурбонов. Непосредственно в отечественной истории впервые термин «белая гвардия» был использован для обозначения тех людей, кто оказал сопротивление большевикам во время захвата ими власти в Москве в 1917 году.

Во многом белая идеология формировалась как своеобразный ответ на идеологию и практику правительства большевиков. Н. А. Устрялов писал о революциях 1917 г., как о тяжёлых ударах, которые заставили проснуться русскую нацию. От неприятия большевизма постепенно русский народ перешёл к складыванию положительного идеала. Этот идеал, по мнению Устрялова, можно было сформулировать достаточно кратко:

«Вместо интернационала нация. Вместо класса – Родина».

Соответственно, необходимо сказать несколько слов о той альтернативе, которую предлагали красные, чтобы лучше понимать, что казалось белым абсолютно неприемлемым в большевистской власти.

Красная альтернатива представляла собой глобальный проект переустройства общества во всех его сферах. В основу идеологии красных было положено марксистское учение. Предполагалось, что вся история человечества заключается в смене различных общественных формаций, конечным итогом этого процесса должно было стать построение коммунистического общества.

Марксисты полагали, что в современном им капиталистическом обществе немногочисленные представители буржуазии эксплуатируют пролетариат, то есть наёмных рабочих, захватив в свои руки контроль над средствами производства: заводами, фабриками, землёй. Уничтожение капиталистического мира должно было произойти благодаря установлению диктатуры пролетариата, власти рабочих.

Из открытых источников
Из открытых источников

В идеале предполагалось, что будет отменена частная собственность на средства производства, люди будут жить коммунами, исчезнет имущественное расслоение. Вся собственность должна была стать общественной, приносящей пользу всем работающим людям. Маркс говорил о том, что при коммунизме государство неизбежно отомрёт, так как оно является оружием классовой борьбы и угнетения низших классов. Однако в первые годы борьбы с капитализмом признавалась необходимость создания коммунистического государства. Один из первых декретов советского правительства «Декрет о земле», был посвящён отмене частной собственности на землю, её обобществлению.

Красные исходили из необходимости отказа от разделения людей по национальному признаку. Противопоставлялись друг другу не нации, а классы. Предполагалось, что рабочим всех наций нечего делить между собой. Они должны совместно бороться с капиталистами. Исходя из этого, большевики в первые дни приняли «Декларацию прав народов России». Этот документ позволял всем народам создавать свои собственные государства, отделяться от России.

Советская власть выступила за немедленное прекращение Первой мировой войны. В принятом «Декрете о мире» говорилось о необходимости заключения мира без аннексий и контрибуций, так как в войне были якобы заинтересованы исключительно капиталисты. На практике это привело к заключению с Германией Брестского мира, по которому Россия потеряла многие территории.

Изначально события в России рассматривались лишь как часть мирового революционного движения. Главной целью красных оставалась мировая революция. Предполагалось, что все рабочие в мире поддержат революцию в России, выступят против своих правительств и организуют в итоге всемирную коммунистическую республику.

Белая борьба многими современниками воспринималась именно в рамках противопоставления русского национализма интернационализму. Лозунг национального объединения представлялся единственным, который мог привлечь к борьбе против большевиков.

По мнению А. И. Деникина, само возникновение Белого движения было во многом стихийным процессом, ответной реакцией на заключение большевиками позорного Брестского мира. Таким образом, народный организм проявил стремление к государственному бытию и проест против «продажи России». Именно национальное чувство, по мнению Деникина, могло заставить сотни тысяч русских людей объединиться и вступить в тяжёлую борьбу с врагом. В данном случае не могло идти речи о классовых интересах или осуществлении программ политических партий, как об этом порой говорила советская пропаганда.

В Белом движении не было отрицания демократических ценностей, но предполагалось, что демократия должна иметь национальный характер. Жители России должны были не только стремиться к переменам, но и иметь чувство преемственности по отношению к своему прошлому. Устрялов Н. А. характеризовал этот процесс как возвращение русскому народу России. В Белом движении он видел не просто борцов с большевиками, но тех, кто призван оживить величие России.

Говоря об идеологии Белого движения, стоит подчеркнуть, что она не представляла собой единственного общепринятого варианта. У лидеров белого движения могли быть разные взгляды на общественный и политический идеал будущей России. Некоторые выступали за восстановление монархии, только не абсолютной, а конституционной. Многие видели будущую Россию демократической республикой. Для многих представителей белых была характерна идеология «непредрешенчества». То есть они полагали, что не должны заранее определять ту форму государственного устройства и форму правления, которые будут приняты в России. Эти вопросы должны были быть решены после созыва Учредительного собрания с учётом мнения всего народа. Главной своей задачей Белое движение считало победу над большевиками, после которой можно будет заняться вопросом о том, какой будет свободная от большевизма Россия.

Будущую Россию белые в большинстве своём видели демократическим государством, в котором были приняты все ценности, характерные для либеральной идеологии Западных стран. Хотя и признавалась необходимость определённой адаптации к политической реальности российского общества.

Советские историки нередко ассоциировали белых с монархистами, говорили о том, что их главной целью было восстановление монархии и всех соответствующих институтов прежнего политического режима. Однако в реальности ситуация была сложнее. По мнению А. И. Деникина, значительная часть белых офицеров была по своим взглядам скорее монархистами. Однако они предпочитали говорить о том, что армия должна быть силой не политической, не навязывать свои взгляды большинству населения. Во главе Белого движения не было единой монархической партии. Монархические взгляды считались в среде белых вполне нормальными, но вовсе не являлись обязательными.

При этом можно говорить о том, что Белое движение носило государствоцентричный характер. Белые считали необходимым восстановить на всей территории бывшей Российской империи следование закону и порядок. Большевистская власть характеризовалась белыми как проявление анархии и хаоса, которые делают невозможным нормальное течение жизни для большинства населения.

Главным, что объединяло всех представителей белого движения, было их неприятие большевизма и тех преобразований, которые с ним были связаны. Однако, можно говорить, что всё же были некие общие ценности, которые разделялись всеми белыми.

В области экономики белые выступали за сохранение классического капитализма. Они считали необходимым наличие частной собственности, которая позволяла развивать экономику, материально стимулировать людей. Белые признавали проблему крестьянского малоземелья, но она должна была решаться с помощью выкупа помещичьей земли государством и продажи крестьянам по невысоким ценам, развитию переселенческого движения. Для белых было абсурдом заявление о необходимости уничтожения буржуазии. Именно капиталисты выступали в качестве организаторов процессов производства, двигали вперёд экономику и научно-технический прогресс.

Белые считали невозможным построение общества, в котором все люди были бы равны в плане их имущественного равенства. Такое общество неизбежно привело бы к застою в области экономики, лишило бы людей стимула заниматься производительным трудом. При этом белые признавали необходимость равенства людей перед законом, отсутствие препятствий для талантливых людей, независимо от их происхождения.

Из открытых источников
Из открытых источников

На первом этапе Гражданской войны, когда ещё не закончилась Первая мировая, Белые считали необходимым соблюдать верность тем соглашениям, которые были заключены Россией с её союзниками по Антанте. Белые рассчитывали на то, что Россия сможет войти в число стран победительниц в Первой мировой и получить компенсации за те потери, которые она понесла.

Белые не верили в то, что все нации смогут объединиться в одно государство, так как у каждого народа существуют свои интересы, несмотря на наличие и внутренних противоречий.

Важным отличием белых от красных было их отношение к национальному вопросу. Белые настаивали на сохранении единой и неделимой России. Они не считали возможным предоставить каждой нации право на самоопределение, считая, что это ущемляет интересы России.

Конечно, говоря о том, что в основе идеологии Белого движения лежал национализм, нужно помнить, что сам этот термин может быть многозначным. Главным лозунгом белых стал призыв действовать «За Единую, Неделимую Россию». При этом национализм белых был преимущественно не этническим, а имел имперский характер или, как принято говорить в современной политологии, был национализмом политическим.

Хотя идея «единой и неделимой России» стала восприниматься как один из неотъемлемых признаков Белого движения, на практике допускались достаточно серьёзные отступления от него, которые должны были обеспечить поддержку в борьбе с большевиками, как со стороны народов, проживающих на территории бывшей Российской империи, так и международного сообщества.

В советской историографии Белое движение обычно характеризовали как выразителя интересов бывших правящих слоёв: дворянства и верхушки буржуазии. Однако нельзя сказать, что это полностью соответствовало действительности. Костяком белой армии во многом стали представители офицерского корпуса. Однако нужно учитывать, что большинство офицеров к тому времени были выходцами вовсе не из дворян. Многие лидеры Белого движения по своему происхождению могли быть отнесены к крестьянству.

Рассматривая Белое движение, стоит учитывать, что в советской историографии его трактовали слишком расширенно. Фактически белыми объявляли всех, кто, так или иначе, выступал против власти большевиков. Это могло относиться к представителям национальных движений или даже к армиям других государств. То есть активно использовались такие термины как белофинны или белополяки. При этом сами Белые зачастую к национальным движениям на территории бывшей империи относились резко негативно, так как их действия резко противоречили идее о необходимости сохранения единой и неделимой России. Стоит понимать, что не все сражавшиеся с советской властью были именно белыми. Например, Белое движение могло вести боевые действия против петлюровцев.

В Гражданскую войну в России оказались вовлечены многие государства. Традиционная советская точка зрения заключалась в том, что Гражданская война представляла собой всемирный поход капиталистических держав с целью не допустить построения первого в мире государства, которое намеревалось построить коммунизм. Соответственно, белые при такой трактовке должны были выглядеть теми, кто пошёл на сговор с иностранцами против своей родины.

Естественно, что в реальности каждая из стран, которая участвовала в событиях Гражданской войны, преследовала сугубо свои частные интересы. Бывшие союзники по Антанте вовсе не собирались всецело поддерживать представителей Белого движения. Идея воссоздания единой и неделимой России вовсе не казалась им привлекательной. Им было выгоднее сохранить Россию как можно более ослабленной, утратившей многие национальные окраины. Большевики с их идеей о необходимости обеспечить нациям право на самоопределение казались во многом наиболее выгодными в этом плане.

Конечно, Англия, Франция, другие державы могли оказать определённую помощь Белому движению, но ровно в тех рамках, насколько это отвечало их собственным интересам. Сами лидеры Белого движения, в частности А. И. Деникин давали своим союзникам в других странах достаточно негативную характеристику, говоря, что они могли «признать советский, каннибальский, какой угодно режим, лишь бы это соответствовало интересам их стран».