Тиму семь лет. И у него аутизм. Нарушение коммуникации и проблемное поведение.
Не так давно я рассказывала о том, что ко всем нашим прелестям еще одна прилетела. Тим начал ругаться нецензурной бранью. Ругается на английском. И делает это с таким выражением! Прям, как в кино. Ему бы стихи читать, а не матом крыть.
Но он выбрал то, что выбрал.
По началу я охала и за сердце хваталась. А потом с нами начал работать поведенческий психолог. И мне, прям, сильно легче стало.
Нас учат не делать из этого трагедию. Не возводить в степень.
Недавно в комментариях меня спросили, а как сейчас обстоят дела со словами плохими.
Что я могу ответить? Все без изменений. Точнее, нет, не так. Мы изменились сильно. Изменилось наше восприятие происходящего. Пришло понимание того, что все проходит и это пройдет.
Чаще мы «не замечаем» очередной мат. Это лучше, чем давать реакцию. Даже негативную.
Что касается Тима, то тут могу сказать, что у него происходит полное осознание происходящего. Но тем не менее, почему-то он продолжает это делать.
У нас есть табличка, на которой мы ставим галочки за каждые полчаса без ругани. Набрав определенное количество галочек, Тим получает телефон на 15 минут.
Как у нас происходит этот процесс?
Тим полностью контролирует его сам. Сам включает таймер на положенное время. Сам ставит галочку, если заслужил. Если выругался, то заработанные галочки мы не забираем, но таймер выставляем заново. Так вот, теперь и этот процесс Тим контролирует сам. Порой я даже могу не заметить ругательство. Но вижу, что Тим таймер отматывает и понимаю, что из его уст прозвучал очередной мат.
Т. е. разделять слова на плохие и хорошие он отлично умеет. Пока не умеет хорошенько себя контролировать.
Вторая стратегия, выработанная нашим поведенческим специалистом, это научить Тима успокаиваться в стрессовых ситуациях. Пока что, для этого ему нужна я. Если происходит какой-то негатив, который действует на Тима раздражающе, он кричит: «Мама!» и бежит меня искать.
Цель, чтобы Тим мог справиться без меня.
Но об этом я, как-нибудь напишу отдельный пост.
Еще, что мне понравилось, это то, как мы должны реагировать на какое-то нежелательное поведение. Которое продолжается снова и снова. Все время по одному и тому же сценарию. Как заезженная пластинка.
Это может быть что угодно. Даже просто часто задаваемый один и тот же вопрос.
Я не буду сейчас рассказывать о том, что конкретно за поведение у Тима, а расскажу только, как надо на него реагировать.
Все очень просто.
Можно сказать ребенку, что я уже отвечала на этот вопрос раньше. Но еще лучше, просто проигнорировать поведение/вопрос и тут же перевести разговор в другое русло. Например, сказать: «Мама, обними меня, пожалуйста».
Тем самым разрушая привычный «неправильный» шаблон и давая пример правильного поведения.
Когда Тим несется ко мне с криком: «Мама!», я тут же прерываю его дальнейшее действие и говорю: «Я тебя люблю».
Тим останавливается. Он отвечает мне теми же словами и даже, кажется, что успокаивается.
А вообще, конечно, стратегия эта, как мне кажется, у нас не на один год работы.
Потому что, если бы проблемы решались так просто, объяснил и понял, то это был бы уже совсем не аутизм.