Посетить Большой театр мечтает, пожалуй, каждый неравнодушный к творчеству человек. И у нас есть для вас хорошие новости: чтобы попасть в главный театр страны бесплатно, обойти все его уголки и узнать невероятные театральные истории, важно соблюсти всего несколько условий. О них расскажет проректор по творческой и воспитательной работе РГСАИ Марина Галиевна Валитова.
Первое. Поступить в РГСАИ. Кроме занятий, у нас огромное количество разных дел. Мы со студентами нередко ходим и на экскурсии, и на концерты, и на выставки, и много куда ещё. Например, посещаем музеи и даже кладбища, где захоронены великие деятели искусства. Экскурсии при этом бывают разные — и про композиторов, и про московские храмы, и про художников (одна из последних — про Андрея Рублева и его последователей в музее Рублева), и вот мы попали в Большой на экскурсию.
Второе. Собрать весёлую компанию единомышленников. На экскурсию собрались студенты музыкального и театрального факультетов. При этом ребята зрячие помогли добраться от академии до театра и обратно ребятам незрячим. Мы так всегда делаем! У нас даже не интеграция инклюзии или помощь, волонтерство, у нас — дружба, любовь, уважение и поддержка.
Третье. Не бояться непогоды. Мы выбрали 15 февраля. Выпало очень много снега, пробираться сквозь сугробы было сложновато, но это того стоило. Одну студентку мы даже буквально откапывали из сугробов, так как по пути из общежития в академию — всё замело, занесло, насугробило. Но мы же не боимся непогоды! Пробрались. Ехали с комфортом на метро.
Четвертое. Преодолевать трудности перевода. Если ты незрячий — всю красоту театра можно описать с помощью тифлокомментирования, поэтому внимательно слушай. И запоминай! Тем более — наши музыканты знатоки и любители оперы. Если ты неслышащий — внимательно смотри, кстати, большое спасибо Марии Ромашкиной, которая осуществляла синхронный перевод экскурсии на русский жестовый язык. Неслышащие, например, посещают балет — это искусство пластики, жеста, к тому же можно ходить ради красоты убранства, декораций. Это тоже очень вдохновляет, напитывает образами. Тем более всё, о чём говорилось — должен знать любой культурный и образованный человек. Тем более студент академии искусств. Тем более (!) все факты из истории Большого непосредственно связаны с историей нашей любимой Родины и её культурой. Как появился театр в XVIII века по указу Екатерины II, как он неоднократно горел, как он переживал смену царей, властей и различные войны и прочее, и прочее. Короче, это надо знать!
Пятое. Ходить не на спектакль, а на экскурсию. Ну а потом можно и на спектакль. Мы там пока были — очень интересное было на сцене — монтаж декораций для балета «Дочь Фараона». Такое удовольствие, на самом деле: рабочий процесс, творческий, атмосфера какого таинства, куда непосвященным путь закрыт. А мы сидели в самом сердце столицы, в храме искусств, над нами плыли музы (а мы к ним потом поднялись), и шла подготовка к спектаклю. Огонь!
Шестое. Обязательно исследовать все этажи. От первого до последнего, и потом — непременно в подвал. От партера до самого верхнего балкона и в «Бетховенский зал», который амфитеатром расположился буквально под землёй, под театром, где до этого ничего и не было. Нас сначала провели в партер, разрешили походить, заглянуть в яму, обойти весь зал, нафоткаться, как душе угодно. Потом усадили на самые лучшие места партера и рассказали историю театра. Затем повели на самый верх, на 7 «этаж» — на балкон 4 яруса — считай, что это 7 «этаж» во всех уровнях театра: партер, амфитеатр, бельэтаж и 4 яруса. Проверять акустику и глазеть на роскошную люстру, в которой около 20 тысяч хрусталиков. Акустика — идеальна, внизу шла ещё одна экскурсия — мы слышали каждое слово экскурсовода, которая говорила в партере. Супер))
Седьмое. Иметь собственный культурный багаж. Возьмем такой момент. Мы сидели под самым историческим плафоном «Аполлон и музы». Аполлон по центру, играет на кифаре. Нам начали рассказывать, что именно поэтому он «кифаред». Но наши студенты это и так знали, потому что изучали на занятиях в РГСАИ. Знали и про 9 муз: 8 канонических и одна выдуманная — вместо Полигимнии — муза живописи с палитрой и кистями в руках. В 2011 году художники и реставраторы Большого театра завершили многомесячную работу по восстановлению знаменитой росписи потолка, выполненной в XIX веке мастерами под руководством академика Алексея Титова.
Потом нас ещё провели в серединку зала — туда, где самые роскошные ложи и даже царская ложа. Нас водили по красивым парадным галереям, где цари устраивали званые вечера, показали комнату, задрапированную красным шелком, а затем мы спустились в «Бетховенский зал» в самом подвале. В итоге экскурсия заняла 2,5 часа.
Пока мы ходили по театру (ну и до этого, пока я собирала ребят — акцентировала внимание) — важно было помнить, что это то место, где ходили наши любимые кумиры — Чайковский, Римский-Корсаков, Рахманинов, Прокофьев, Шостакович, Рихтер, Ростропович, Вишневская, дирижеры, режиссеры, да даже — цари! Венчались на царствование всегда в Москве (даже когда Питер стал столицей) — и после коронации царь-банкет устраивался в Большом. Точнее — Александр Второй повелел отремонтировать Большой к своей коронации в 1856 году (поэтому там везде медальоны в этой датой). Год очень важный, и я не отставала от студентов с вопросами и просьбой запомнить навсегда — год рождения С.И.Танеева + 100 со дня рождения Моцарта.
Ну и восьмое. Не просто собраться в Большой, а еще и проверить, насколько он комфортен для особенных гостей. На самом деле наши ребята посетили Большой театр в рамках мониторинга доступности культурных мест, который проводится Министерством культуры. В нашей делегации были и невидящие, и неслышащие ребята. Спасибо проректору РГСАИ по инклюзивным проектам Е.О. Казакову, с которого все началось, закрутилось и в итоге превратилось в такое увлекательное действо. Студенты академии выражают большую благодарность за тёплую встречу и проведение интереснейшей экскурсии всей службе главного инженера Большого театра!
#РГСАИ #ГАБТ #Большойтеатр