В минувшую среду, 21 февраля, в нашей стране отметили Международный день родного языка
Известный советский кыргызский писатель Чингиз Айтматов в своей автобиографии точно сформулировал ценность знания родного языка: «Только родное слово, познанное и постигнутое в детстве, может напоить душу поэзией, рождённой опытом народа, пробудить в человеке первые истоки национальной гордости».
С этим сложно не согласиться. Так считает и учитель черкесского языка гимназии № 19 республиканской столицы Фатима Рауфовна Мамбетова, научившая читать и писать на родном языке не одно поколение школьников.
Фатима Мамбетова (Загаштокова) родилась и выросла в ауле Хабез в семье уважаемых людей. Их дом всегда был полон гостей. Чуть ли не каждый вечер после активного трудового дня из дома Загаштоковых доносились старинные черкесские песни. Друзья главы семейства собирались в тесном кругу и часами напролет рассказывали интересные истории - некоторые из них случались с ними, а другие были известны с древних времен и передавались из поколения в поколение. Маленькая Фатима тоже была заядлой слушательницей, ей очень нравились такие вечера, ведь она многое узнавала о культуре своего родного народа, аула, обычаях и традициях, в частности и своей семьи.
- У нас была очень дружная семья, - рассказывает Фатима Рауфовна. - Двери нашего дома были открыты для каждого, кто входил в него с добром. И, наверное, нам везло, потому что все, кто переступал наш порог, были с добрыми намерениями, чистыми мыслями и всегда оставляли, уходя, только хорошие эмоции и впечатления. Я старалась запомнить все рассказы, услышанные на теплых дружеских посиделках моей семьи, которые проходили в основном в окружении друзей, соседей, родственников. Есть хорошая черкесская мудрость, которая гласит: «Без уважения старости не познаешь молодости». Любовь к родному черкесскому языку, слову я впитала с молоком матери, с колыбельной бабушки, с прекрасными поучительными историями отца и дедушки. Поэтому неудивительно, что и жизнь свою я связала с культурой родной речи и стараюсь на протяжении всего своего профессионального пути донести все те знания о черкесском языке, которыми сама владею.
…После окончания школы Фатима точно знала, куда пойдет учиться дальше - в Черкесское педагогическое училище. Стать учителем было не просто целью влюбленной в эту профессию ученицы, перед глазами которой были прекрасные примеры учительства в родной школе (например, насыщенные, живые, легкие и в то же время интереснейшие уроки Елены Исуфовны Дауровой - это было детской, а потом и юношеской мечтой Фатимы).
- У Елены Исуфовны была настолько грамотная, убедительная речь, что, уходя под впечатлением от очередного ее урока, нам требовалось некоторое время, чтобы сосредоточиться на следующем школьном предмете, - говорит моя героиня. - Я часто вспоминаю ее саму и ее мастерство слова, а также свой класс, который сломя голову бежал к ней на урок, потому что мы знали: Елена Исуфовна и сегодня приготовила для нас что-то интересное, чему мы будем удивляться и запомним надолго.
Вспоминая о своей малой родине, Фатима Рауфовна все время умилялась, а в какой-то момент широко улыбнулась:
- Вдруг вспомнила о двух моих добродушных односельчанах Ахмеде Кохове и Ибрагиме Кажарове, которые каждую субботу встречали меня у порога моего дома. Они прекрасно знали, что я обязательно приеду домой на выходные после учебной недели в педучилище. У одного из них подмышкой торчала книга с занимательными историями древних нартов. Книга и была причиной их недельного ожидания моего приезда. Эта пара старцев, словно маленькие дети, с упоением, радуясь и огорчаясь, сопереживая и восхищаясь героями рассказов, слушала мое чтение... Такие встречи становились традиционными и продолжались много лет, и даже тогда, когда я окончила педагогическое училище и вернулась в родную школу, чтобы преподавать…
Шли годы, а Фатима Рауфовна продолжала днем работать в школе, а вечером, помимо проверки рабочих тетрадей и написания учительских планов на следующий день, проводить домашние читательские часы. Не забывала и об учебе в Карачаево-Черкесском педагогическом институте, куда она поступила сразу же после окончания педучилища, на заочную форму обучения.
- Мне было легко все совмещать, потому что я любила то, чем занималась, - говорит учитель. - А еще на моем жизненном пути всегда встречались хорошие люди, которые понимали меня, желали добра, давали мудрые советы. Так, когда я делала первые профессиональные шаги в качестве учителя родного языка в Хабезской школе, мне посчастливилось делить кабинет со старшей коллегой Замирой Мухарбиевной Озроковой. Я наблюдала за тем, как она дает уроки, черпая что-то новое и полезное для себя. Мне нравились ее учительская манера ведения занятий, общения с учениками, ее размеренная, интонационная речь. Вскоре я поняла, что и сама обретаю свой стиль, часто использовала новые методики преподавания, экспериментировала и нашла ту золотую середину, которая оказалась наиболее успешной и результативной в процессе обучения родному языку и литературе.
Трудно переоценить значение языка, на котором каждый из нас в далеком детстве открывал для себя мир. На нем рассказывали сказки в семье, пели песни в дорогом сердцу уголке, с его помощью мы учились взаимодействовать со всем, что нас окружает. Но только в настоящее время все чаще люди не считают знание своего родного языка необходимостью, особенно заметно это в городских школах, где многие родители считают изучение родного языка не столь важным. Я поинтересовалась у моей героини, которая уже около тридцати лет работает в системе образования, почему так происходит.
- Ведь не зря же язык называют душой народа. А что такое душа? Это то вечное и мудрое, что живёт в нас. Это тот добрый советчик, который останавливает нас при неверных шагах, предостерегает от ошибок, радуется и плачет вместе с нами, вычищая горести и тяжести жизни. Современные родители часто задаются вопросом: зачем детям изучать и знать родной язык? Порой, когда слышишь такие суждения, становится обидно за родной язык, ведь он такой красивый, такой певучий, такой богатый. Я счастлива, что среди родителей моих учеников, которые с удовольствием ходят на мои уроки, нет таких. Возможно, это и не пригодится в жизни их ребенка. Но если смотреть с точки зрения устроения счастливой судьбы - то пригодится обязательно. Знание и понимание законов и правил любого, и особенно родного, языка - это первое и самое важное, что необходимо человеку для устроения счастливой жизни: личной, своей семьи, своих родных и близких, всех других людей, существ и сущностей в нашем мире.
Родители учащихся благодарны Фатиме Рауфовне за то, что многие дети хотя бы на ее замечательных занятиях общаются на родном языке, и не только общаются… В конце каждого урока она оставляет пять минут для песен и танцев, тем самым развивая у своих многочисленных воспитанников не только хороший вкус к искусству, но и любовь к родной культуре и языку.
Светлана КИЛБА.