В компьютерных играх, посвященных пиратской романтике, практически всегда затрагивается эпоха «Золотого века пиратства». Будь то: Sid Meier’s Pirates, Port Royale, серия Корсары или Assassin’s Creed: Black Flag. Однако я лишь недавно стал задумываться, о том, в какое время происходит золотой век флибустьеров? И вообще где, черт возьми, находится этот Карибский бассейн, в котором постоянно кто-то кого-то грабит? Из-за того, что в школе я был троечником, географию и историю я учил посредственно, а в университете, естественно, этих предметов не было. Пришлось обучаться самостоятельно и вручную искать ответы на вопросы. Здесь мне хочется поделиться своими короткими наблюдениями о Золотом веке пиратства, чтобы иметь представление, где герои наших любимых пиратских игр «тусуются».
Прежде всего, нужно ответить на вопрос: «Когда разворачивался Золотой век пиратства?», чтобы определить, где он был территориально. Всего выделяется три периода Золотого века, но нас интересует самый первый, и, на мой взгляд, самый "жирный", когда буканьеры (они же пираты) были на подъеме и на пике своих сил... а еще могли действовать практически безнаказанно. Первый период, приблизительно, длится с 1650 по 1680 гг., то есть, вторая половина XVII века. Большинство игр как раз затрагивает этот период, но, например, мой любимый Black Flag, переносит нас в третий и заключительный период Золото века пиратства, с 1716 по 1726 гг. Напомню, что события игры разворачиваются с 1715 по 1722 гг. Хотя это почти никак не влияет на географию пиратства.
Теперь перейдем ко второму вопросу: "Где больше всего промышляли пираты из Карибского бассейна?". Начнем издалека. Здесь в помощь придут современные технологии - Google Maps.
Вот карта Северной и Южной Америки сверху. Очень сверху. На Африку и Европу, справа, не обращаем внимания. И вот, чуть правее от Мексиканского залива, в месте перехода Северной Америки в Южную, и наоборот, находится тот самый Карибский бассейн. Рассмотрим чуть ближе.
А теперь еще ближе.
Три ключевых острова: Куба, Ямайка и Гаити. Вот между этими островами шла основная торговля, и рядом с ними проходили обширные торговые пути из Нового Света (Америка и все острова Карибского бассейна) в старушку Европу. По поводу Гаити есть оговорка: нас интересует не столько сам остров, сколько вот эта кроха:
Знакомьтесь - это Тортю. Однако данное название для современных, изнеженных обывателей, пиратам XVII века этот скалистый остров более известен как Тортуга. Именно с него начался бум пиратства.
Теперь плавно переходим к вопросу: "Кто пиратствовал?". Вообще, правильно будет ответить: "Все, кто мог". Если вы знали хорошего капитана с судном и каперской лицензией, то вряд ли вы будете ждать, когда его HR пришлет вам письмо с приглашением на собеседование. Вы скорее всего побежите к нему наниматься - когда нечего "жрат" пойдешь на любую работу. Тем более, что торговых судов и товаров было так много, что риск, хоть и велик, но вполне мог окупиться.
А началось все с того, что испанцы открыли Америку, и, вместе с Португалией, поделили не только Новый Свет, но и весь мир. Попутно, они оккупировали практически все мало-мальски крупные острова Карибского бассейна. Однажды, испанская армия пришла и на Гаити, где, сначала жили дезертировавшие из флота французские и немного испанские моряки. Они занимались, в основном, охотой и рыбной ловлей, и получили прозвище "буканьеры" от слова "buccan", обозначавшее раму для жарки и копчения мяса. Короче - барбекю, по-нашему. То есть, этих ребят можно вполне называть "барбекюшники" или "шашлычники". Интересно, что буканьеры жили по принципу: "Свобода, равенство, братство" - никогда ничего друг у друга не крали, все имущество считалось общим, а добыча делилась равными и справедливыми долями, в зависимости от занимаемой должности.
К сожалению, испанская армия, на лозунг: "Свобода, равенство, братство", ответила своим веским аргументом, который невозможно было парировать и услышать из-за грохота мушкетов. Буканьеров выгнали из Гаити на мороз, хотя нет - там везде было достаточно тепло, так что выгнали на солнце. Остатки гордых охотников заняли скалистый северный остров Тортугу, из которой их было невозможно выкурить. Постепенно, количество буканьеров расширялось: к ним стали стекаться новые французы, а еще англичане, голландцы и прочие, короче - сарафанное радио, о том, что живут где-то свободные люди, которым не нужно каждый день вставать на работу, распространялось изрядно. Чем больше буканьеров становилось, тем тяжелее испанцам было пробовать их прогонять. Однажды эти смелые парни перестали бояться и сами перешли в дерзкие вылазки. Так, они начали грабить суда и небольшие городские поселения.
Пока у них не было сильных кораблей, буканьеры пользовались лодками. Они подплывали к вражеским судам, тихо и чинно поднимались на борт, и успевали устроить резню до поднятия тревоги. Похожим образом они действовали на суше: не атаковали город в лоб, а пришвартовывали свои суда на берег где их не было видно, и нападали на город с не укрепленной стороны, можно сказать, "в крысу". Но, никто буканьеров за это никогда не осудит.
Вскоре, к этим бравым морякам, присмотрелось английское и французское правительства, которые вели непримиримую войну против зажравшихся испанцев.