Найти в Дзене
Строительный мир

Самый короткий в мире тоннель под водой или Уникальный судоходный мост

Этот уникальный объект называют шедевром инженерии и архитектуры, а также самым коротким в мире подводным тоннелем. Он является частью дороги №302, соединяющей материк с Флеволандом — крупнейшим искусственным островом. Вот уже на протяжении 22 лет это сооружение, расположенное недалеко от города Хардервейк, служит по назначению, оставаясь одной из наиболее интересных достопримечательностей Нидерландов.

© Civil Engineering Discoveries / flickr.com
© Civil Engineering Discoveries / flickr.com

Задумано оно было для связи двух озер. Правда, изначально (строить трассу начали в 1998 г.) предполагалось возвести над небольшим водным каналом разводной или высокий автомобильный мост. Рассматривались и другие варианты, включая классический более протяженный тоннель, а также паром. Но от последнего отказались довольно быстро, учитывая оживленность трассы. Отдельные инженеры предложили более оригинальное решение, которое, как выяснилось в ходе предварительных расчетов, оказалось еще и рентабельнее.

© pxhere.com
© pxhere.com

Так в 2022-м появился акведук Велувемеер (Veluwemeer Aqueduct) — своего рода водный мостовой переход 25х19 м и глубиной 3 м. Он способен пропускать небольшие суда, курсирующие регулярно между водоемами. Что касается автомобилей, то здесь ежедневно проезжает порядка 30 тыс. транспортных средств. Причем, помимо машин пересечь тоннель можно и на велосипеде по специально выделенной дорожке. А для пешеходов оборудованы особые зоны, откуда открывается хороший вид на окружающую природу и проплывающие мимо яхты и катера.

В ходе реализации проекта стоимостью свыше $61 млн, для того чтобы конструкция выдержала вес воды, израсходовали около 22 тыс. куб. м бетона. С целью предотвращения протечек были смонтированы стальные шпунтовые сваи. Однако, несмотря на предпринятые меры и контролирование уровня воды в озере, тоннель не всегда остается сухим. Примечательно, что примерно в 400 м к северо-западу от акведука на трассе №302 для пересечения автомобилями аналогичной водной преграды возвели обычный мост.

© Janwillemvanaalst / Wikimedia Commons / CC BY-SA 3.0 (Дорога №302 на карте)
© Janwillemvanaalst / Wikimedia Commons / CC BY-SA 3.0 (Дорога №302 на карте)

Сегодня во всем мире насчитываются тысячи самых разных тоннелей, часть из которых проходит под водой. Но лишь единицы из них отличаются уникальными внешними или конструктивными особенностями. К последним можно, безусловно, отнести и голландский объект.

© Ariake / Wikimedia Commons / CC BY-SA 3.0 (Тоннель Сэйкан на стороне Хонсю)
© Ariake / Wikimedia Commons / CC BY-SA 3.0 (Тоннель Сэйкан на стороне Хонсю)

Самым же крупным тоннелем под водой остается японский Сэйкан, построенный в 1988-м под Сангарским проливом как часть железнодорожного маршрута, соединяющего острова Хонсю и Хоккайдо. Его длина составляет 53,85 км, правда, непосредственно под водой проходит лишь 23,3 км.

© Hungarian Wikipedia / Wikimedia Commons / CC BY-SA 3.0 (Одна из проходческих машин во время строительства тоннеля)
© Hungarian Wikipedia / Wikimedia Commons / CC BY-SA 3.0 (Одна из проходческих машин во время строительства тоннеля)

Если учитывать исключительно последний показатель, то в этом плане №1 является Евротоннель — 37,9 км при общей протяженности 50,45 км. Это уникальное сооружение ввели в 1994 году, хотя вопрос его строительства обсуждался еще при Наполеоне, о чем можно прочитать по ссылке ниже.

Почему боялись строить тоннель под Ла-Маншем: неудачная попытка реализации грандиозного проекта
Строительный мир22 января 2022

🗺️ См. акведук Велувемер и трассу №302 на интерактивной карте