Этот уникальный объект называют шедевром инженерии и архитектуры, а также самым коротким в мире подводным тоннелем. Он является частью дороги №302, соединяющей материк с Флеволандом — крупнейшим искусственным островом. Вот уже на протяжении 22 лет это сооружение, расположенное недалеко от города Хардервейк, служит по назначению, оставаясь одной из наиболее интересных достопримечательностей Нидерландов.
Задумано оно было для связи двух озер. Правда, изначально (строить трассу начали в 1998 г.) предполагалось возвести над небольшим водным каналом разводной или высокий автомобильный мост. Рассматривались и другие варианты, включая классический более протяженный тоннель, а также паром. Но от последнего отказались довольно быстро, учитывая оживленность трассы. Отдельные инженеры предложили более оригинальное решение, которое, как выяснилось в ходе предварительных расчетов, оказалось еще и рентабельнее.
Так в 2022-м появился акведук Велувемеер (Veluwemeer Aqueduct) — своего рода водный мостовой переход 25х19 м и глубиной 3 м. Он способен пропускать небольшие суда, курсирующие регулярно между водоемами. Что касается автомобилей, то здесь ежедневно проезжает порядка 30 тыс. транспортных средств. Причем, помимо машин пересечь тоннель можно и на велосипеде по специально выделенной дорожке. А для пешеходов оборудованы особые зоны, откуда открывается хороший вид на окружающую природу и проплывающие мимо яхты и катера.
В ходе реализации проекта стоимостью свыше $61 млн, для того чтобы конструкция выдержала вес воды, израсходовали около 22 тыс. куб. м бетона. С целью предотвращения протечек были смонтированы стальные шпунтовые сваи. Однако, несмотря на предпринятые меры и контролирование уровня воды в озере, тоннель не всегда остается сухим. Примечательно, что примерно в 400 м к северо-западу от акведука на трассе №302 для пересечения автомобилями аналогичной водной преграды возвели обычный мост.
Сегодня во всем мире насчитываются тысячи самых разных тоннелей, часть из которых проходит под водой. Но лишь единицы из них отличаются уникальными внешними или конструктивными особенностями. К последним можно, безусловно, отнести и голландский объект.
Самым же крупным тоннелем под водой остается японский Сэйкан, построенный в 1988-м под Сангарским проливом как часть железнодорожного маршрута, соединяющего острова Хонсю и Хоккайдо. Его длина составляет 53,85 км, правда, непосредственно под водой проходит лишь 23,3 км.
Если учитывать исключительно последний показатель, то в этом плане №1 является Евротоннель — 37,9 км при общей протяженности 50,45 км. Это уникальное сооружение ввели в 1994 году, хотя вопрос его строительства обсуждался еще при Наполеоне, о чем можно прочитать по ссылке ниже.
🗺️ См. акведук Велувемер и трассу №302 на интерактивной карте