В период с 1988 по 2011 год в Израиле на базе захваченных у арабских стран танков советской постройки Т-55 и Т-54 было создано более 500 тяжелых бронетранспортеров «Ахзарит», порядка 100 единиц из которых до сип пор остаются на вооружении израильской армии.
Согласно заявленным возможностям, БТР «Ахзарит» является первым в мире тяжелым бронетранспортером и более эффективной боевой машиной по сравнению с поставленными американскими БТР M113, особенно в плане защиты от попадания носимых противотанковых средств поражения.
В рамках программы создания тяжелого бронетранспортера БТР, «Ахзарит» получил более компактный американский дизельный двигатель «General Motors» и новую гидромеханическую трансмиссию «Allison».
Ранний вариант «Ахзарит» Mk.1 оснащался более компактным 8-ми цилиндровым дизелем мощностью 650 л.с., а в версии Mk.2 мощность двигателя была увеличена уже до 850 л.с., что сделало машину более маневренной, в лучшую сторону сказалось на маневренности и улучшило ее работу в условиях плотной городской застройки.
Установка нового и более компактного двигателя позволило освободить пространство для десанта. В задней части машины по правому борту корпуса машины установлена кормовая бронепанель, представляющая собой откидывающуюся аппарель.
Такая конструкция бронеаппарели позволяет быстрее десантироваться, не сворачиваясь в три погибели, и также быстро попадать обратно в БТР.
Сам же корпус танка был существенно переработан, в результате чего удалось разместить в нем полноценное боевое отделение на 7 человек. Экипаж боевой машины составляют еще 3 человека, в состав которого входит водитель, оператор вооружения и командир.
При создании тяжелого гусеничного БТР израильские инженеры особое внимание уделили вопросу безопасности экипажа и десанта. После снятия башни с танка вес базы достигает 27 тонн.
Учитывая, что вес бронетранспортера «Ачзарит» составлял 44 тонны, можно смело сказать, что израильскими инженерами была проведена серьезная работы по защите этой машине.
Практически весь прирост в весе ушёл на дополнительное бронирование бронетранспортёра, куда входит установка дополнительных комбинированных бронелистов и динамической защиты.
Машина была полностью защищена дополнительным бронированием со всех сторон, а лобовая броня корпуса достигает 200 мм. В качестве же вооружения на БТР «Ахзарит» устанавливались турели с пулемётом М-240 калибра 7,62 мм, либо дистанционно управляемые боевые модули OWS с пулеметом калибра 12,7 мм, что существенно снижает риск поражения экипажа при её использовании.
Стоит отметить, что на сегодняшний день в России на хранении находится порядка 3 тыс. танков Т-55 и Т-54 и не менее 1500 танков Т-62, часть из которых бы могли бы послужить платформой для нового тяжелого российского броне транспортера.
Невольно возникает вопрос, почему в России не спешат использовать советский задел и почему до сих пор не появились аналогичные тяжелые БТР на базе списанных танков. Аналогичные бронетранспортеры на гусеничном ходу сегодня могли бы стать одними из самых защищенных в своем классе, а в боевых условиях могли бы спасти жизни тысяч наших солдат.
Причем если бы даже сегодня Министерством обороны была бы поставлена такая задача, то с большой долей вероятности аналочигая бронетехника появилась бы раньше, чем долгожданные БМП «Бумеранг» и БТР Б-10 на базе перспективной гусеничной амфибийной платформы «Курганец-25».