2012 год. Мне запомнилось не столько само интервью, сколько трёхчасовой путь до ДК "Зеленоград", где выступала группа.
Billboard обсудил с лидером группы "Сплин" Александром Васильевым его новый альбом «Обман зрения», уже удостоившийся неоднозначных рецензий в прессе.
В 2012 году выпуск полноценного альбома уже воспринимается как некий анахронизм. Чтобы хорошо гастролировать, достаточно выпустить пару синглов…
Альбом – это все равно классическая форма. Но если хотите, можете к нему относиться как к сборнику четырнадцати синглов.
Как проходила работа над альбомом? Долго ли, коротко ли?
Да не было никакой «работы». Когда приходишь в студию, дальше само собой все получается. Хотя песни к этому времени уже, конечно, были написаны.
В записи «активное участие принимал» айпад. Живые музыканты были не против?
Так из айпада были взяты только компьютерные звуки, а музыканты играли поверх этого.
В рецензиях на пластинку в качестве ее недостатков отмечают некую предсказуемость, усталость, инфантильность, абстрактность высказывания. Тебя эти отзывы как-то задели?
Да нет, пусть пишут что хотят.
Но это можно считать и верностью творческой манере.
Мы всегда любили абстрактные высказывания.
Вы редко поете чужие песни, а на этом альбоме есть «Петербургская свадьба» на стихи Александра Башлачева. Это для тебя одна из самых важных композиций пластинки?
Башлачев очень сильно зацепил всех не только своим творчеством, но и своим уходом. После его гибели больше половины русских рокеров сильно изменились. Гребенщиков, Шевчук – всех перемололо, все стали писать более печально и более пронзительно. К записи этой песни нас подтолкнул Дима Ревякин, который собирался выпустить трибьют Башлачеву. Потому у него что-то не получилось, а у нас песня осталась.
«Летела жизнь» тоже посвящена Башлачеву?
Да.
Но почему вдруг такой интерес? Он давно ушел из жизни, и нельзя сказать, что его часто вспоминали.
Его не вспоминали, но и не забыли. Просто об этом не принято вслух говорить – все боятся смерти. А его творчество было одним из самых сильных явлений в русском роке.
При этом альбомы Башлачева мало кто слушает. Кавер-версии изменят эту ситуацию?
Да его музыку по большому счету невозможно слушать. Тяжело. Мы ведь тоже не стали его песню брать – взяли его текст и свою музыку написали. У него это в форме вальса и очень растянуто по времени минут на 8-9. А мы сделали такую музыку, чтобы этот текст можно было начитать. Соответственно песня сократилась в 2,5 раза, но она все равно самая длинная на альбоме.
Давай о других песнях. «Чудак» затрагивает еще одну серьезную тему. Главный герой – Иисус, который с рюкзачком ходит. Не опасаешься, что тебя обвинят в кощунстве за такой легкомысленный подход?
Ну что здесь сказать: рок – это судьба. Как пойдет, так пойдет.
А заканчивается альбом некоей восточной мантрой «жизнь – это самое волшебное слово».
Нет там никаких восточных интонаций, там два европейско-американских аккорда, до мажор и ля минор.
При этом она звучит как заклинание – несложное, но «погружающее» и привязывающееся.
Если какую-то строчку повторять по несколько раз, она становится мантрой.
Ты не считаешь это запрещенным приемом воздействия на слушателя?
А ты посчитай, сколько раз Цой свои припевы повторял. Так что это профессиональный прием, можно сказать.
Песня «Фибоначчи» основана на математическом ряде. Ты сделал из него словесный ряд?
Там слова привязаны к цифрам. В «ряде Фибоначчи» цифры меняются, а в стихотворении меняется… тоже что-то. Любопытно было сделать такую словесно-цифровую вещь.
На слух это кто-то определяет без специального предупреждения?
Слушай, после публикации текста на сайте мне начали писать из новосибирского Академгородка с подробным разбором этого стихотворения. Так что все в порядке, сработало – кому нужно, тот слышит и видит.
В песне «Черная Волга» - цитата из другой песни про Волгу. Постмодернистские приемчики?
Угу. Эта песня – символ уходящей эпохи и эпитафия ей. Черная «Волга» - она постепенно растворяется здесь на улицах, а сюр в том, что непонятно, о чем речь идет, об автомобиле или реке. И о том, и о другом. А с другой стороны, ни о том, ни о другом. Как хотите, так и понимайте.
Песня «Лестница» - это считалочка?
Да, детская считалочка.
С рефреном «мы не заметили, как выросли дети». Это автобиографическое соображение? У тебя же маленький еще.
Они в любом возрасте быстро растут. И свои, и чужие. Когда уезжаешь хотя бы на две недели на гастроли, потом возвращаешься к сыну – это особенно заметно.
Самые главные для тебя песни на этом альбоме?
Башлачев. «Чердак». «Летела жизнь». Ну, и «Увертюра» - она самая развернутая по музыке.
Да, она достаточно веско приглашает в альбом.
Ну и где тут предсказуемость? Кто ожидал, что на первом месте будет стоять такая вещь?
Песня «Дочь самурая» - откуда интерес к этой теме? Об облученной японской девочке и тысяче журавликов, кажется, в четвертом классе рассказывают.
Да, эта история известна со школы. Я слышал и другую песню на эту тему – не знаю, чью. Тема показалась мне по-прежнему животрепещущей, я решил тоже высказаться. Трагичная история, такие всегда цепляют.
С музыкальной точки зрения больше всего радует песня «В мире иллюзий» - клавиши, скрипки…
Да, скрипки шикарные. Играла жена звукорежиссера. Она профессиональная скрипачка и сыграла одна за всех. Она участвует как минимум в четырех вещах – еще «Праздник» с охренительными скрипками, «Увертюра» вся на скрипках...
Что не получилось на альбоме?
Я считаю, что мы из каждой песни выжали максимум и приблизили ее к идеалу. Песня должна быть сюрной, динамичной, пролетать на одном дыхании, ни в коем случае не быть занудной и затянутой. С этим всё нормально, я доволен.
Алексей Мажаев, Billboard, ноября 2012