Прошлогодний психологический триллер Нетфликс “Оставь мир позади” (Leave the World Behind) интриговал задолго до премьеры на стриминге, которая состоялась 08 декабря 2023 года.
То тревожными трейлерами со слоганом “возврата к нормальной жизни нет”, то интересным кастом (о нём чуть ниже), то создателем культового сериала “Мистер Робот” в кресле постановщика.
В итоге фильм привлёк приличную аудиторию, если верить отчётам Нетфликса, но получил весьма смешанные отзывы критиков и зрителей. С приличным опозданием посмотрел его и автор настоящей статьи, чтобы поделиться с Вами впечатлениями.
О чём это
Фильм Сэма Эсмейла является экранизацией одноимённого романа Румаана Алама. И если верить читателям, то местами очень вольной экранизацией. Что в общем-то не удивительно.
В центре сюжета окажутся Аманда (оскароносная Джулия Робертс) и Клэй (четырёхкратный номинант на “Оскар” Итан Хоук) Стенфорды, типичная белая пара из Бруклина. Аманда арендует уединённый шикарный дом на побережье неподалёку от Нью-Йорка. И вместе с сыном Чарли (Чарли Эванс) и дочерью Роуз (Фарра Маккензи) супруги отправляются на отдых.
Но отдохнуть им не даст череда странных событий. То огромный нефтяной танкер вдруг выплывет прямо на пляж, то в дом вдруг вернётся его чернокожий хозяин Джордж (оскароносный Махершала Али) с дочерью Рут (Майхала Херролд), чтобы переночевать.
И это только начало. Потому что в то время, как герои с растущим беспокойством пытаются понять, что происходит, мир, от которого они решили отдохнуть, начинает разрушаться.
Беспокойный триллер…
Поначалу “Оставь мир позади” напоминает семейную драму, в которой то за тревожной мелодией, то за случайной фразой Аманды (“я ненавижу людей”) будут скрываться ростки будущего триллера. Но с развитием сюжета саспенс будет нарастать, как снежный ком.
Однако напряжение между короткими, но очень зрелищными сценами будет в основном психологическим. Отрезанные от мира, ничего не понимающие герои, к тому же поставленные в дискомфортную ситуацию, будут немало общаться между собой. И эти диалоги могут утомить неподготовленного зрителя, особенно если учесть, что фильм длится больше двух часов.
Но если погрузиться в повествование, то саспенс в некоторых особо напряжённых сценах можно почувствовать буквально кожей. К тому же для зрителей беспокойство будет подчёркнуто дискомфортной операторской работой Тода Кэмпбелла с часто заваливающейся на бок камерой или неестественными углами съёмки.
…о крахе мира
Уверен, что некоторым американцам фильм вообще может показаться хоррором. Вероятно из-за этого многие обозреватели немало сравнивали “Оставь мир позади” с прошлогодним же “Стуком в хижине” М. Найт Шьямалана. Хотя, как по мне, общего у этих фильмов только то, что оба триллеры. И если уж сравнивать, то Эсмейл во многих аспектах выигрывает. Особенно в концовке.
“Оставь мир позади” вообще кажется фильмом, рассчитанном только на внутреннего зрителя – на среднестатистического американца, как Аманда и Клэй. В некоторых сценах они вообще выглядят, как едкая и оттого только более жуткая пародия.
«Я почти ничего не могу сделать без телефона и GPS, я бесполезен!» – воскликнет в одной из кульминационных сцен герой Итана Хоука.
Но за современными (американскими) фобиями, расистскими подтекстами, политической паранойей и подчас сюрреалистичными сценами (с замыслившими явно недоброе оленями) могут скрываться и более глобальные проблемы. Я вот тоже с трудом представляю себе жизнь без телефона и интернета.
Только не обнадёживайтесь, читая всё это. Потому что мир будет рушиться практически незаметно для героев, а значит и для зрителей тоже. Несколько впечатляюще зрелищных сцен при всём их жутком великолепии только дают представление об ужасе, который творится за лесом, в глубине которого оказались герои фильма.
А большая часть саспенса (и хронометража) будет сосредоточена именно на отталкивающей Аманде, харизматичном Джордже, непосредственной Рут, растерянном Клэе.
Итог
Этот психологический триллер начинается, как бытовая драма, но на протяжении внушительного хронометража становится едва ли не социальным постап хоррором. Довольно редкие метаморфозы в современном кино, рассчитанном на широкую аудиторию.
Но эта самая аудитория приняла фильм сдержанно, если не прохладно. Кажется, многие пребывали в таком же недоумении, как и персонажи фильма, после его просмотра. Возможно, как раз из-за прекрасной в своей бестолковости и депрессивности концовки.
В любом случае лично мне фильм представляется более чем интересным. Нечасто кино старается напугать зрителя тем же, чем пугает "Оставь мир позади".
Оценки фильма на момент написания настоящей статьи:
- Кинопоиск: 6.6 (33,3 тыс. оценок)
- IMDb: 6.5 (182 тыс. оценок)
- Метакритик: 68 из 100 (35 рецензий)
- Роттен Томатос, критики: 75 % (155 рецензий)
- Роттен Томатос, зрители: 35 % (5000+ оценок)
- Рейтинг кинокритиков в России (по данным Кинопоиска): 50 % (4 оценки)