Авраамиев монастырь – один из древнейших монастырей Смоленска. Основан в начале XIII века (между 1210 и 1219 годами). Место, занимаемое монастырем, первоначально находилось за чертой города (за крепостным валом) и было занято огородами. Епископ Игнатий купил его и выстроил церковь во имя Св. Игнатия Богоносца, а потом во имя Богородицы Положения честныя ризы и пояса (поэтому изначально монастырь назывался Богородицким). Спустя короткое время возле храмов были поставлены кельи, и образовался монастырь, прославившийся после того, как сюда пришёл преподобный Авраамий Смоленский, ставший первым настоятелем.
После кончины преподобного монастырь стал носить его имя. Его преемником стал архимандрит Ефрем, автор жития Авраамия. Место вокруг оживилось: из города была проведена дорога на Москву, а сам монастырь ввели в черту вала (позже, при строительстве Смоленской крепостной стены, обитель также осталась ее пределах). Мощи преподобного находились в обители.
Конкретных исторических данных о монастыре вплоть до XVII века практически не сохранилось. Можно предположить, что на протяжении ряда веков он являлся значительным духовно-просветительским центром Смоленска. Архивные данные свидетельствуют, что уже в конце XII века смоленские монастыри располагали колоссальным книгохранилищем рукописных книг.
Известно, что в 1609–1611 годах монахи монастыря активно участвовали в обороне Смоленска от польского войска. После падения города поляки подвергли монастырь разграблению. Во время тех страшных событий бесследно исчезла главная святыня монастыря – мощи преподобного Авраамия. Сам монастырь был передан доминиканскому католическому ордену, а в 1634 году и вовсе закрыт. Его возрождение началось лишь после освобождения Смоленска. Особой грамотой царь Алексей Михайлович учредил в монастыре архимандритию и закрепил за монастырем сто крестьянских дворов.
Постепенно к монастырю возвращалась роль духовно-просветительского центра. Особенно возросла она после размещения на его территории основанной в 1728 году Смоленской духовной семинарии. Было возведено несколько каменных корпусов, в которых разместили учебные классы, библиотеку и т.д. Архимандрит монастыря стал одновременно занимать должность ректора духовной семинарии. Она располагалась здесь вплоть до 1891 года.
В 1755-1765 гг. на средства смоленского купца Бориса Пискарева в монастыре возводится двухэтажный Спасо-Преображенский собор, ставший важнейшим зданием монастырского двора. До вт. пол. XVIII в. все сооружения монастыря были деревянными. В 1773 г. на монастырские средства была возведена еще одна каменная постройка – церковь-трапезная во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы. В 70-80-х гг. XVIII в. в обители были построены каменные семинарские и братские корпуса, дом настоятеля, библиотечные и учительские кельи, вокруг была сооружена ограда с башнями в стиле барокко и несколькими воротами, имевшими трехглавые завершение.
Во время Отечественной войны 1812 года обитель серьезно пострадала от вражеских ядер во время обстрела и штурма города. А в период оккупации Смоленска французы превратили монастырь в военный лазарет для больных и раненных, храмы были превращены в конюшни или в хлебный магазин.
После Отечественной войны архимандрит Павел с братией занялись восстановлением обители на выделенные им для этого средства из государственной казны.
В XIX в. по просьбе горожан к Авраамиеву Смоленскому монастырю была приписана Благовещенская церковь (1840 г.), построенная на Молоховских крепостных воротах.
В конце XIX в. в обители располагался епархиальный свечной завод и больница. Семинария действовала на территории обители вплоть до 1891 г. (после была переведена на Спасскую площадь, а старые здания семинарии приспособили под духовное училище).
Значительный урон монастырь понес и во время оккупации Смоленска в 1941-1943 гг., пострадали многие постройки (в частности, были разрушены Введенская церковь, Святые врата, трапезная, уникальные трехглавые ворота и ограда). После войны были ликвидированы остатки монастырского кладбища.
С 1960-х гг. некоторые из сохранившихся зданий монастыря начали восстанавливаться, часть из них была отдана под кожно-венерологический диспансер. Также территория монастыря застраивалась гаражными кооперативами, общественным и жилыми зданиями. В некоторых монастырских строениях располагались корпуса медицинского училища.
Вопрос о возрождении монастыря был поставлен в 1998 г. В 2000 г. решением Священного Синода Смоленский Спасо-Авраамиев монастырь был открыт, а в 2001 г. частично возвращен Русской Православной церкви. 28 августа 2008 г. Смоленской епархии были переданы здания обители.
Монастырский комплекс был частично отреставрирован к 2013 г., когда праздновалось 1150-летие Смоленска. В 2013 г. было завершено и возвращение монастыря Церкви: были переданы настоятельские и монашеские кельи, а также две башни Смоленской крепостной стены (Заалтарная и Авраамиевская надвратная) и прясло между ними.
Спасо-Преображенский собор Аврамиевого монастыря - объект культурного наследия федерального значения «Собор Преображения Авраамиева монастыря» (ул. Маршала Жукова, д. 24), являющийся важнейшим функциональным, смысловым и композиционным центром монастырского двора, был возведен в 1755-1765 гг. на средства смоленского купца Бориса Пискарева. Спасо-Преображенский собор – двухэтажный каменный собор: верхняя церковь – Преображенская (Преображения Господня), нижняя – во имя святых Авраамия и Меркурия. С момента возведения собора монастырь стал именоваться Спасо-Авраамиевым.
Это наиболее яркий среди сохранивших смоленский памятник архитектуры в стиле барокко. Он имеет все характерные для этого стиля элементы, заключенные, в основном, в многочисленных орнаментальных лепных мотивах: вычурные ленточные наличники, пилястры, килевидные ниши, картуши (особенно интересен картуш над северным порталом, похожий на геральдический щит), волюты и декоративные проемы в барочных обрамлениях. Также в архитектуре собора заметно влияние украинского зодчества XVII-XVIIIвв. При этом некоторые конструкции и элементы декора собора не имеют аналогов. Весьма уникальны, например, маленькие лежачие проемы в барочных обрамлениях, открытые в пазухи сводов под нижним ярусом.
Главный элемент композиции собора – сильно вытянутый вверх двухэтажный четверик с большими полукруглыми фронтонами на северных и южных фасадах, увенчанный восьмигранным световым барабаном с главкой.
Фасады постройки нарядно украшены орнаментальными мотивами. Углы объемов выступают между пилястрами, карнизы над пилястрами раскрепованны. Окна на основном четверике помещены в три оси, а в венчающем восьмерике – только на основных гранях (на диагональных гранях окна глухие). Проемы нижнего этажа – арочные, верхние проемы – прямоугольные.
На одной оси с основными помещением собора возвышается колокольня, соединяемая с ним трапезной. Вероятнее всего в XIX в. архитектурная композиция была дополнена с западной стороны открытыми параболическими крыльцами с длинными пологими лестницами, раскинувшимися полукругом и ведущими ко второму ярусу колокольни.
Палаты, XVIII в. были построены в 1770-х годах для обеспечения жизнедеятельности Авраамиева Смоленского монастыря и функционирования на его территории духовного учебного заведения, то есть семинарии. Перечень объектов составляют: кельи монашеские и кельи настоятельские (ул. Маршала Жукова, д. 22) 1770-е гг., кельи учительские (ул. Маршала Жукова, 18) сер. 1770-х гг., палата библиотечная (ул. Маршала Жукова, д. 20) 1770-е гг., здание семинарии (ул. Маршала Жукова, д. 27) 1770-е гг.
Кельи монашеские и кельи настоятельские представляют собой два отдельно стоящих строения: первое – настоятельский корпус (дом настоятеля), второе – братский корпус. Расположены вдоль сохранившегося до настоящего времени восточного участка Смоленской крепостной стены.
Настоятельский корпус представляет собой невысокое одноэтажное здание, П-образное в плане, обращенное западным фасадом к собору. Стены оштукатурены и на сегодняшний день покрашены. Все фасады над низким цоколем ритмично расчленены пилястрами, несущими раскрепованный антаблемент. Высокие окна между пилястрами обрамлены узкими ленточными наличниками с ушами, замковым камнем и полукруглым фартуком. Среднее окно западного фасада имеет наличники с двойными ушами.
Братский корпус (монашеские кельи) представляет собой также невысокое, но уже двухэтажное здание, прямоугольное в основании. Стены его оштукатурены и по состоянию на настоящий момент покрашены. Фасад его также обрамляют пилястры. Наличники на окнах, до недавнего времени отсутствовавшие, восстановлены вместе с фигурными фартуками.
Здание учительских келий располагается западнее библиотечных келий. Оно предназначалось для проживания лиц, ведших преподавание в семинарии.
Здание келий представляет собой невысокое Г-образное в плане, двухэтажное строение с небольшой одноэтажной пристройкой. Его можно отнести к памятникам жилой монастырской архитектуры периода барокко 70-х гг. XVIII в. В настоящее время кельи учительские используются под жильё, здание оштукатурено белой известью, однако нуждается в реставрации.
Палата библиотечная (библиотечные кельи) располагается восточнее учительских келий и к югу от дома настоятеля и братского корпуса (на одной линии с ними), в непосредственной близости от Смоленской крепостной стены. Иное название библиотечное палаты – семинарский корпус. Здание использовалось для нужд обучающихся в семинарии лиц.
Палата представляет собой редкий для архитектуры Смоленска тип библиотечного и келейного здания периода барокко 1770-х годов. Здание палат – невысокое, двухэтажное, прямоугольное в основании. Углы его выпущены между пилястрами. Пилястры выделяют центр западного фасада, обращенного к собору. Многие барочные наличники (подобные тем, что имеются на окнах дома настоятеля и братского корпуса) утрачены. Под измененными проемами сохранились в некоторых местах фигурные фартуки с серьгами. На длинных фасадах ритм окон нерегулярен, на торцовых фасадах присутствуют глухие окна. Центральное место в интерьере здания занимает двухмаршевая лестница, ведущая на второй этаж.
В настоящее время палата библиотечная используется под жильё, она оштукатурена, но нуждается в реставрации.
Здание семинарии расположено в восточной части Смоленска в пределах городских крепостных стен при пересечении сходящихся под тупым углом улиц Тимирязева, Фурманова и Маршала Жукова (что отразилось на конфигурации планировки памятника) и также является частью ансамбля Авраамиевого Смоленского монастыря, но находится за пределами основной группы его строений. Здание использовалось для обучения лиц, посещающих учрежденную при монастыре семинарию. А с 1891 г. (то есть после перемещения семинарии на Спасскую площадь) в нем размещалось общежитие Духовной семинарии.
Здание семинарии принадлежит к памятникам архитектуры XVIII в. стиля барокко. Прямоугольное в основании, оно имеет оригинальную разноэтажную планировку – трехэтажный центр лицевого фасада строения, увенчанный фронтоном, возвышается над двухэтажными крыльями.
В настоящее время здание семинарии используется под жильё. В недавнем времени (после 2016 г.) оно было покрашено и отреставрировано.