Найти в Дзене
Блог Командира

Расширение возможностей для трудоустройства подростков

Я бы очень хотел работать летом…
Но говорят, что для меня работы нет!

Как уже неоднократно отмечал в своих статьях, сегодня к молодежи и к студенческим отрядам, в частности, отношение в государственных структурах и в российском обществе поменялось настолько, что, наверное, впервые в современной истории молодежная политика начинает обретать смысл и реальные очертания. Мы начинаем переходить от лозунгов к делу, и я, надеюсь, что нам всем хватит на это сил и смелости и мы не бросим это дело на пол пути.

Сегодня молодёжь впервые стала оцениваться, как стратегический ресурс развития страны, во многом это случилось именно в результате действий наших заокеанских «партнеров». В первые месяцы СВО именно через молодёжь они пытались «раскачать» наше общество и, как раз, тогда пришло осознание, что, если государство не будет заниматься молодежью, то ей будут заниматься «другие государства», что и происходило долгие годы.

Сегодня я заострю вновь свое внимание на трудоустройстве несовершеннолетних, это направление трудового воспитания реализуется в той или иной форме во всех субъектах РФ. Если смотреть статистику, то набирается довольно приличное количество трудоустроенных несовершеннолетних в период летних каникул, а иногда и при совмещении с учебой. По данным Госкомстата в России проживает около 40 млн молодых людей, это пятая часть населения страны. При этом, более 7 млн – это молодежь от 14 до 18 лет.

Мы, как организация, которая работает с несовершеннолетними, отмечаем, что из года в год растет запрос на их трудоустройство. По данным Минтруда России в 2022 году через центры занятости было трудоустроено 570 725 несовершеннолетней молодежи в возрасте от 14 до 18 лет. И, если оценивать общее число молодежи в данной возрастной группе и количество трудоустроенных, то может показаться, что это хороший показатель, однако тут весь «дьявол» в деталях.

Дело в том, что для повышения статистики трудоустроенных в большинстве субъектов одну ставку дробят на несколько ребят, что в свою очередь приводит к весьма негативным последствиям. Молодой человек не получает полноценного погружения в реальный рабочий процесс, а непосредственным работодателям постоянно нужно вводить в производственный процесс и обучать нового человека, что создает негативный фон в рамках программ трудоустройства.

Но нужно сделать оговорку, что данная проблема напрямую касается ставок, которые вводят муниципалитеты для летней занятости, и практически не касается бизнес-структур, которые сегодня с опаской, но все охотнее привлекают несовершеннолетних. И это понятно, ведь бизнесмен заинтересован максимально эффективно использовать трудовые ресурсы, и, если он примет на лето школьника или несовершеннолетнего студента, то создаст условия для дополнительной мотивации, чтобы он проработал на выделенной ставке как можно дольше, так оптимизируются затраты на его стажировку, медкомиссию и другие сопутствующие затраты. В то время, как муниципальные службы иногда решают вообще не производственные задачи, а задачи выполнения параметров трудоустройства, зачастую убивая в подростке интерес к труду выдумывая «сизифов труд».

Анализируя эту ситуацию с точки зрения КПД, из фактически трудоустроенных в лето 570 000 человек, для экономики это примерно 120 000 рабочих мест на три месяца, при этом более 64% ребят готовы трудиться все лето. Решение тут только одно – создание условий для максимального привлечения в этот процесс бизнес-структур. Сегодня, когда рынок труда практически пуст, запрос у бизнеса на труд несовершеннолетних вырос многократно. Однако это желание продолжает наталкиваться на ограничения и, как говорят бизнесмены, «неоправданные риски», и, в первую очередь, это вопрос надзорных органов, которые именно на эту категорию оказывают усиленный контроль, да и система трудоустройства с соблюдением всех норм для несовершеннолетних не прозрачна.

И мы можем сколько угодно выступать на самых высоких трибунах, но пока бизнесмены не получат реально работающий экономический механизм, который позволяет действительно решать производственные задачи и при этом приносить определенную прибыль для предприятия, мы не сдвинем этот камень. Сегодня примером эффективного экономического механизма, который предлагает бизнесу решение производственных проблем стали студенческие отряды, что дает нам возможность расти каждый год больше чем на 20%. Но в сравнении с студотрядами, занятость несовершеннолетних – это более социальная и электоральная задача, ведь запрос у родителей на трудоустройство детей и получение первого рабочего места огромен. По сути, этот запрос объединяет все поколения россиян от школьников до пенсионеров, которые желают, чтобы их внуки летом не болтались, а приносили пользу.

В преддверье лета 2024 года я долго думал, что могло бы стать таким механизмом, который забрал бы на себя все риски бизнесменов, а для детей и родителей стал понятным и безопасным способом летнего трудоустройства. И на поверхности лежит простой и всем понятный механизм – Единый оператор занятости несовершеннолетних в регионе.

-2

Что это такое?

Единый оператор занятости несовершеннолетних в регионе (далее Оператор) – это юридическое лицо (и оптимально на эту роль подходит МООО «РСО»), создающее условия «одного окна» для детей, родителей и работодателей для прозрачного трудоустройства и формирования безопасных условий труда.

Как работает Оператор?

· Заключает договора с компаниями (любых форм собственности) на выполнения работ силами несовершеннолетних;
· Берет на себя все юридические тонкости по оформлению несовершеннолетних, согласно требованиям законодательства, в том числе и гарантии;
· Ведет фактическое трудоустройство и табелирование подростков на объектах компаний;
· Создает условия для организации безопасных условий труда, в том числе с привлечением педагогических сотрудников для профессиональной работы с подростками;
· При необходимости создает условия для подготовки подростков по рабочим профессиям и должностям служащих;
· По заданию компаний организовывает для несовершеннолетних прохождение медицинского освидетельствования;
· Забирает на себя общение с родителями, проверяющими органами, и, главное, по вопросам подбора ребят для каждой компании.
· Аккумулирует объемы работ, которые могут выполнять несовершеннолетние в регионе, для создания единой системы подготовки несовершеннолетних;
· Формирует систему воспитательной работы среди несовершеннолетних для формирования дополнительной нематериальной мотивации и единой системы профориентации;
· Выступает единым оператором по получениям подростками мер социальной поддержки, направленных на стимулирование привлечения детей к трудоустройству;

Обращаюсь ко всем Губернаторам и Мэрам с данным предложением. Создание такой структуры реально перевернет мир занятости подростков в стране, а если ВЫ включите еще и мотивационные механизмы, имиджевые «плюшки» для тех компаний, которые трудоустроят больше школьников, это даст еще один дополнительный эффект.

Обсуждая этот материал с ребятами из нашего Омского областного школьного трудового отряда, ребята раскрыли эту идею еще и с политической стороны. Активисты среди школьников это видят как «Губернаторский трудовой отряд подростков», и я с ними, в целом, готов согласиться. Ребята приводят следующие доводы, которые напрямую откликаются с тем, что написано выше:

· проект вовлечет в процесс большее количество предприятий коммерческого сектора, создав систему поддержки и сопровождения малого и среднего бизнеса «под крылом» Губернатора, что создаст условия для защиты прав как несовершеннолетних, так и защиты интересов работодателей;

· появится система мотивации для Министерств и ведомств региона, что простимулирует отраслевые предприятия на привлечение подростков;

· появится система информирования родителей о возможности трудоустройства и помощи в соответствующих вопросах;

· Ну и, конечно, гордое звание «боец Губернаторского трудового отряда подростков» отзывается у ребят, что способствует выстраиванию системы трудового воспитания в регионе.

По большому счету, именно наши школьники заставляют нас постоянно поднимать вопросы трудоустройства на всех трибунах. Ведь сегодня мы устраиваем на работу одного из шести, обратившихся к нам. Собирая обратную связь по факту их работы, мы видим, что нужно очень многое менять! Именно поэтому давайте все вместе донесём эти предложения до тех, кто отвечает за трудоустройство несовершеннолетних, и мы получим очень крутой, как воспитательный механизм для молодежи, так и кадровый ресурс для рынка труда, который сегодня этого ждет.

-3

ПС: Ну и как всегда повторю то, что говорю всегда… И я буду это повторять и повторять: давайте займемся оптимизацией нормативной базы! Нам необходимо:

1. Пересмотреть документы, регламентирующие организацию трудовой деятельности подростков. Разработать понятный регламент по организации трудовых рабочих мест для подростков (с достижимыми требованиями и единообразным подходом по всей стране – наделить правом контроля за этой деятельностью одно конкретное ведомство).

- Министерству труда и социального защиты РФ провести анализ региональных законов регламентирующих занятость подростков. Представить единый перечень профессий и специальностей разрешенным для трудоустройства несовершеннолетних.

- Министерству промышленности и торговли РФ проработать с предприятиями ВПК перечень профессий и специальностей, которые могли бы выполнять несовершеннолетний студенты колледжей и вузов, прошедшие профессиональную подготовку. Данная мера не только позволит решить вопрос дефицита кадров в отрасли, но и будет способствовать патриотическому воспитанию данной категории молодежи.

- Министерству сельского хозяйства РФ проработать с предприятиями АПК перечень профессий и специальностей, которые могли бы выполнять несовершеннолетний школьники, студенты колледжей и вузов, прошедшие профессиональную подготовку для обеспечения продовольственной безопасности страны. Данная мера не только позволит решить вопрос дефицита кадров в отрасли, но и будет способствовать закреплению молодежи на селе и в отрасли

- Министерству строительства РФ проработать регламенты привлечения несовершеннолетних для проведения работ по благоустройству, и ландшафтных работ, в период завершения основного этапа строительства. Внести предложение в соответствующие службы по отмене запрета для несовершеннолетних работы с лакокрасочными материалами.

2. Пересмотреть ограничения и запреты на применения труда несовершеннолетних по следующим направлением:

- повысить допустимый вес рабочего материала, который несовершеннолетний может поднимать на рабочем месте

- вернуть право трудоустраивать несовершеннолетних, пошедших профессиональную подготовку на должность «Помощник вожатого», «Помощник воспитателя» для привлечения в период летнего оздоровления в детские лагеря дневного прибывания развернутых на территориях Школ и муниципальных учреждений, а также придомовых территориях, а также помощниками нянечек в детских садах в круглогодичном формате.

- снять ограничения на работе с лакокрасочными материалами для несовершеннолетних в возрасте старше 16 лет. Данная мера только в сфере ЖКХ может дополнительно привлечь более 100 000 школьников.

3. Отменить излишние ограничения и требования к бизнесу, принимающему на работу подростков. Создать систему стимулирования работодателей, принимающих подростков.

Нынешние требования привели к общему сокращению рабочих мест в стране в сравнении с 2010 годом больше чем на 50%, а количество предприятий принимающих подростков сократилось на 40%. На сегодняшний день в летний период удовлетворяется не более 40% заявок школьников на трудоустройство.

4. Предусмотреть в рамках государственной Диспансеризации населения оформлять совпадающие с параметрами Диспансеризации и требованиями Приказа Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н (ред. от 06.02.2018) "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда" прохождения медицинской комиссии для получения допуска по рабочим профессиям для несовершеннолетних, для исключения дополнительных затрат работодателей или родителей на проведения медицинского освидетельствования при приеме несовершеннолетнего на работу.