Найти тему

ТЭ3: как появился массовый магистральный тепловоз?

Оглавление

Один из самых массовых магистральных тепловозов железных дорог Советского Союза грузовой тепловоз ТЭ3 заслуживает особого внимания. Сегодня расскажем, как появились эти тепловозы, которые проработали на железных дорогах нашей страны более 40 лет.

История создания ТЭ3

В 1950-х годах на железных дорогах Советского Союза начался масштабный процесс замены паровозов на прогрессивные виды тяги — дизельную и электрическую. Участки и целые направления железных дорог переводили на дизельную тягу. В связи с этим на замену паровых локомотивов требовались новые мощные тепловозы. Мощностей существующих тепловозов ТЭ1 и ТЭ2 уже не хватало.

Работы по проектированию нового тепловоза начались в 1950 году на Харьковском заводе транспортного машиностроения и Харьковском заводе тепловозного электрооборудования. В конце 1953 года закончили постройку опытной секции тепловоза ТЭ3-001, а в начале 1954 года выпустили вторую секцию ТЭ3-002.

ТЭ обозначает «Тепловоз с Электропередачей», а 3 — третий тип.

В 1955 году Харьковский завод изготовил тепловозы 002-011. Теперь каждому тепловозу присваивали один номер, а секции обозначались буквами «А» и «Б». Первые две секции ТЭ3-001 и ТЭ3-002 объединили в один локомотив под номером 001.

Испытания тепловоза проходили в 1955-56 гг. Серийное производство грузовых тепловозов серии ТЭ3 было организовано сначала на Харьковском, потом на Коломенском и Ворошиловградском (Луганском) заводах. В общей сложности с 1956 по 1973 год три завода построили около 6800 локомотивов этой серии.

В 1957 году была изменена конструкция локомотива — появились большие окна для лучшего обзора. С середины 1959 года на тепловозах перестали устанавливать буфера.

Характеристики и особенности тепловоза ТЭ3

Тепловоз серии ТЭ3 представлял собой двухсекционный локомотив, у каждой секции которого было две трёхосные тележки.

На каждой секции находился бескомпрессорный дизельный двигатель типа 2Д100. Его мощность составляла 2000 л. с. Конструкционная скорость — 100 км/ч.

-2

Тепловоз ТЭ3 в Музее железных дорог России

В Музее железных дорог России в Санкт-Петербурге находится тепловоз ТЭ3-1001. Это первый тепловоз, построенный Коломенским заводом после Великой Отечественной войны. Он был выпущен 29 июня 1956 года.

В музей ТЭ3-1001 поступил из депо Краснодар Северо-Кавказской железной дороги в 1996 году.

Читайте наш прошлый выпуск «Паровоз, тепловоз, электровоз: 3 богатыря в Музее железных дорог России».
-3

Посетите наш музей, чтобы увидеть паровозы, тепловозы и электровозы самых разных периодов. Подробная информация о музее и билеты — на официальном сайте.

А если у вас нет возможности лично посетить Музей железных дорог России в Санкт-Петербурге, то воспользуйтесь нашим уникальным приложением, с помощью которого вы сможете увидеть 3D-модели экспонатов и посетить виртуальные экскурсии. «Цифровая платформа Музея железных дорог России» доступна для скачивания на популярных площадках:

Не забудьте заглянуть в сувенирный магазин, чтобы приобрести памятные сувениры и подарки для себя и близких. Например, для фанатов тепловозов в нашем магазине представлены брендированные футболки.

-4